Газета,
которая объединяет

На языке сцены

В рамках театрального фестиваля работает художественная выставка
Рубрика: от
Автор:

Строго говоря, выставка, о которой пойдет речь, работает не «в рамках» – она «встроена» в программу международного фестиваля «Театр детства и юности – XXI век» полноправным структурным звеном, органичным общему строю события. Ее автор Нина Гапонова – заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РСФСР, выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии – свою многолетнюю творческую деятельность целиком и полностью посвятила сценографии, оформлению спектаклей. Что это значит?

Да уж значит: театральные художники – особая (не самая многолюдная, заметим) каста. Осваивают эту профессию только штучного образца люди. Потому как одного таланта «рисовальщика» (живописца, графика, скульптора), равно как и жгучего желания стать театральным деятелем, тут недостаточно. Нужны глубокие знания театра как предмета и явления – во всем его многообразии.

Воронежский след

Готовится спектакль о, скажем, средневековье – художнику постановки требуются точные сведения о том, какую одежду и обувь носили граждане в те баснословные времена в конкретной местности, что ели-пили, чем обставляли жилища, как проводили досуг и т.д. Хорошо, если соответствующая литература – под рукой; бывает, такие раритеты приходится разыскивать по архивам, что – поди, попотей. Причем не всегда результативно. И так – с любой коллизией, любой эпохой: воссоздание на сцене ее аромата и колорита, без которых спектакли не живут, – задача не только режиссера-постановщика. Но в немалой (случается – в превалирующей) степени – и сценографа.

А еще театральному художнику необходимо иметь особое сценографическое мышление, позволяющее «решить» постановку пространственно, колористически и графически. Тонкостей, короче, – непочатый край; на скорую руку тут ничего не смастеришь.

По признанию знатоков, Нина Гапонова, несмотря на обозначенные сложности профессии, весьма в ней преуспела. В активе художницы – успешное оформление спектаклей в Москве и Санкт-Петербурге, Мадриде и Берлине, Волгограде и Челябинске, Львове и Кишиневе. Но нам всего дороже воронежский «след» в творческой биографии Нины Ивановны: долгое время она трудилась в должности главного художника академического театра драмы им. А. Кольцова.

Все жанры покорны

Довольно много и плодотворно работала Гапонова, которая сейчас живет в Москве, в нашем ТЮЗе. Имеет приличный опыт сотрудничества и с театром оперы и балета. А еще – многочисленных воронежских почитателей творчества художницы, театралов со вкусом и стажем, которые с большим воодушевлением откликнулись на предложение посмотреть фестивальную экспозицию.

Выставка, которую хочется назвать нарядной, развернута в фойе второго этажа театра. Она – подчеркнуто разнопланова: тут и костюмы персонажей из десятков спектаклей, и афиши, и фрагменты сценографии. Драма, комедия, опера; Нине Ивановне, как свидетельствуют ее работы, практически все театральные жанры покорны. А сколько тщания и находчивости в скрупулезном обозначении примет времени, обстоятельств действия, характеров героев…

«Что нравится больше всего?» – остановила я двух подросткового возраста девчушек при попытке переместиться от одного выставочного экспоната к другому. И услышала: образность решений художника, выразительность отдельных деталей и произведения в целом. А одна из собеседниц добавила что-то в том роде, что Нина Ивановна воспринимается, как писатель. Потому что рассказывает языком сценографического искусства очень занимательные, понятные и подробные истории…