Газета,
которая объединяет

Не выбиваться из ансамбля

Зачем столице Черноземья дизайн-регламент?
Рубрика: Социум№ 11 (1990) от
Автор: Татьяна Омельченко

Пестрые вывески, яркие рекламные баннеры, призывающие зайти в магазин или кафе – еще недавно такую картину можно было наблюдать в центре Воронежа почти повсеместно. Но летом 2015 г. стилистический кавардак стал постепенно исчезать: первыми преобразились дома вокруг Кольцовского сквера. Горожане заметили, что вывески стали аккуратнее и гармоничнее, из витрин исчезла кричащая реклама. Все это – результат введения в действие дизайн-регламента. Что представляет собой документ, зачем он Воронежу и почему о визуальной гармонии на улицах мегаполиса задумались именно сейчас, в интервью газете «Берег» рассказал руководитель управления главного архитектора Антон Шевелев.

Как в лучших мегаполисах

– Антон Владимирович, о дизайн-регламенте в последнее время говорится часто, но многие горожане до сих пор не понимают, что это за документ?

– Вообще дизайн-регламент – это свод единых требований, которые предъявляются к внешнему виду фасадов зданий и сооружений, в том числе их цветовому решению и оформлению входных групп и витрин. Также в документе отражены основные параметры рекламных и информационных конструкций, которые размещаются на зданиях – это вывески магазинов и кафе, баннеры и другие подобные элементы. Соблюдение требований дизайн-регламента обязательно для всех – никаких исключений для граждан или предпринимателей нет.

Сначала специалисты готовят развертку улицы – эскиз, на котором отображены все расположенные на магистрали здания. Потом на основании этой развертки готовится паспорт фасада конкретного дома – именно в нем прописано, какие цвета должны быть использованы при покраске здания, как оформлены входные группы в торговые точки или офисы, задана единая ось для размещения вывесок.

Возьмем ул. Кольцовскую: разработанная развертка учитывает все дома от железнодорожного вокзала до «Луча», определены колористические решения. То есть мы видим всю панораму улицы – это важно для создания целостного архитектурного облика.

– А что дает введение подобных стандартов в оформлении зданий? Так ли это нужно нашему городу?

– Поверьте, Воронеж – далеко не первый город, где применяется дизайн-регламент. Такие же документы со своим набором требований есть в крупнейших мировых столицах – Лондоне, Сиднее, Нью-Йорке, и Милане. И в России мы не новаторы – с помощью подобных положений городскую среду упорядочивают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани.

К сожалению, сложности визуального восприятия мегаполисов – проблема распространенная. Хаотичность размеров, цветов и расположений вывесок, перегруженность рекламными баннерами, кричащие цвета и мерцающие вразнобой подсветки – от такой картины глаза очень быстро устают, хочется поскорее пройти мимо, а не смотреть на красоты архитектуры.

Долой визуальный мусор!

– Пилотная зона дизайн-регламента уже реализована – это территория вокруг Кольцовского сквера. Многие горожане отметили, что здесь стало красивее и даже просторнее. Какие улицы на очереди?

– Действие дизайн-регламента распространяется на 74 улицы Воронежа – в основном, речь идет о крупных магистралях. Все они разделены на две зоны – строгой и общей регламентации. Естественно, в первом случае требования к оформлению зданий предъявляются более жесткие. Зона строгой регламентации в большинстве своем охватывает исторический центр города и видовые, знаковые места – естественно, что такие территории должны быть максимально гармоничными и привлекательными.

До 1 апреля мы планируем подготовить паспорта цветовых решений фасадов по восьми улицам – это Куцыгина, Комиссаржевская, Свободы, Чайковского, Южно-Моравская, Ленина, Остужева и пр. Труда. Затем до
1 июля такие же документы будут разработаны еще для 11 магистралей, а до конца года здания на этих 19 улицах должны преобразиться в соответствии с новыми требованиями.

– Неужели под эти положения придется переделывать все здания?

– В принципе, нет. Основное захламление фасадов создают различные баннеры – одни рекламируют продукцию своего магазина, другие рассказывают о действующих акциях. В итоге за этими полотнищами мы просто не видим архитектуры здания. В дизайн-регламенте четко определено: никаких баннеров «на полстены» быть не должно, есть конкретные места для размещения рекламы. Это касается и витрин – размер баннера не должен превышать 25% площади окна. Кстати, многие федеральные компании давно соблюдают подобные регламенты: например, когда мы только начинали вводить эти требования в Воронеже, оказалось, что оформление «Сбербанка» полностью им соответствует – и по величине букв, и по яркости цветов.

Кстати, никто не говорит о запрете на использование фирменных цветов – брендирование остается, никто не заставит перекрашивать салоны сотовых операторов или магазины крупных ритейлеров.

Наше требование – сделать те же вывески аккуратнее, немного уменьшить в соответствии с масштабом здания. И, конечно, должен быть общий стиль – например, в регламенте предложено несколько вариантов оформления вывесок (отдельные объемные буквы, световые коробы), но все они гармонируют друг с другом. И никто не запрещает предпринимателям, у которых есть оригинальные интересные идеи по оформлению входных групп, предлагать их нам – если эти проекты будут удачно вписываться в общий вид здания, мы их только поддержим.

– А за чей счет будут перекрашивать здания?

– Фасады от второго и до верхнего этажей ремонтируют и перекрашивают управляющие компании, а если дом включен в программу капремонта, то этим займется Фонд или компании-подрядчики. Но это достаточно отдаленная перспектива: пока мы сосредоточились на оформлении первых этажей.

На нижних этажах, где расположены офисы, магазины и кафе, затраты по окраске фриза возьмут на себя владельцы помещений. Но надо понимать: никаких особенных, эксклюзивных требований тут нет, речь идет о гармонии цветовой гаммы разных объектов. Обычная ситуация: на месте одного магазина открывается другой. Как было раньше? Он устанавливал большую яркую вывеску, заклеивал все пространство своей рекламой. Сейчас такого не будет – общая цветовая гамма задана, так что новому арендатору достаточно просто изготовить свои разрешенные регламентом баннеры, выбрать подходящий вариант вывески – и можно работать.

– Сколько времени потребуется на внедрение дизайн-регламента во всем городе?

– Затягивать с этим процессом мы не будем: так что, думаю, будет достаточно около двух лет. К 2018 г., уверен, большая часть улиц Воронежа преобразится.

Кстати

На сегодня подготовлены развертки по 22 улицам: Богдана Хмельницкого, Ленинский пр., Героев Стратосферы, Кольцовская, Пушкинская, Плехановская, Московский пр., Ворошилова, Депутатская, пр. Революции, Маршака, Степана Разина, Карла Маркса, Фр. Энгельса, Мира, Олеко Дундича, Космонавтов, Платонова, Кирова, Моисеева и Среднемосковская.