Газета,
которая объединяет

Ночное рандеву

Воронежцам приоткрыли «драматическое» закулисье
Рубрика: Культура№ 21 (2000) от
Автор: Анна Жидких

Признаться, такое паломничество в центре города, которое наблюдалось в ночь на 27 марта, когда отмечается международный День театра, мне лично не приснилось бы в самом оптимистичном сне. Едва сумерки сгустились как следует – народ начал массово кучковаться у центрального входа театра драмы, здание которого украсила фосфоресцирующая цветопись: ночь театров в Воронеже началась практически под открытым небом.

Пушкин в помощь

Кроме драматического, во всероссийской «ночной» акции под названием «Театр.Go», инициированной в Москве, из воронежских театров участвовал Камерный, но туда журналисты приглашение не получили. А вот за происходящим в «драме»  была возможность понаблюдать собственными глазами, чем «Берег» и воспользовался.

Всех желающих одномоментно театр вместить не мог физически, поэтому нас, то есть толпу у парадного подъезда, разделили на две большие группы: одну запустили в «святая святых» в 22.00, вторую – часом позже. Что, впрочем, оговаривалось заранее, поэтому часть зрителей явились на ночное рандеву прицельно ко «второму сроку». На мой вопрос – «не поздновато ли для праздника?» – один из гостей-полуночников заметил: в театр по утрам ходят только дети малые. Взрослым же людям ночные приключения в театральных интерьерах – самое то.

Началось действо в фойе 2-го этажа – вместительном, а потому для публичных мероприятий удобном. Предложенное представление местами напоминало флешмоб: актеры располагались не только в эпицентре площадки, но – то тут, то там – возникали «по перифериям», в гуще зрителей.  Так что последних стали задействовать в «номерах» практически с ходу: так, актер Евгений Баханов устами пушкинского Онегина с восхищением «разгадывал» приглянувшуюся девушку «из народа» – «ужель та самая Татьяна»?!

Трудный хлеб

Хозяева в шаговой доступности от гостей  демонстрировали хореографическое мастерство и навыки фехтовальщиков. А следом нас провели на малую сцену – и там-таки погрузили в настоящую, непроглядную  ночь. Которая подсвечивалась, исключительно художественной стороны дела ради: актеры танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах в сопровождении ярких вспышек света.

На большой сцене, куда нас пригласили «под занавес», ситуацию взял в свои правящие руки  художественный руководитель и главный  режиссер театра Владимир Петров. Он провел – схематично, конечно –  репетицию с добровольцами из зала, раздав им тексты ролей и заверив: актером быть – не так уж трудно. Надо лишь делать то-то и то-то… Понятно, лукавил главреж, в чем гости убедились сполна: нет, отнюдь не легок актерский хлеб…

Насчет того, станет ли «Ночь театров» ежегодным праздником театралов-полуночников, никто ничего не рассказал. Видимо, пока культурные начальники из Москвы не определились. Но тут рассуждать долго нечего: воронежцы, во всяком случае, очень отзывчивы на подобные инициативы. Достаточно вспомнить популярность арт-центра «Коммуна», работавшего в дни прошлого Платоновского фестиваля – он не пустовал никогда.

Только плюсы

Изнанка любого культурного процесса загадочна и маняща по определению. Лично мне полноценная  репетиция спектакля значительно интереснее, чем окончательный его вариант. Такие неожиданные нюансы ловишь (в первую очередь, в работе режиссера) – ни один мастер-класс столько тонкостей, особенностей сценической науки не обозначит.

И еще один момент. Для актеров-кольцовцев – очень важный, мне кажется. «Ночь театров» готовили силами артистов всех поколений, не одна лишь молодежь отдувалась. Так что объединительный момент, значимый  для труппы в целом – тоже налицо.  Думается, кроме того, что участие иного артиста в акции – прекрасный шанс ощутить себя в профессии востребованным и развивающимся. Шанс, актуальный  для того исполнителя,  занятость которого в текущем репертуаре – ниже средней, мягко говоря. Ведь такие мероприятия – для того, чтобы не быть дежурными, отработанными «для галочки»  – требуют серьезной отдачи: продуманности, тщательной подготовки, изобретательности. Мастерства, наконец. Сценичности – в обширном понимании этого термина. 

Конечно, найдутся Актер Актерычи, которые не преминут выказать брезгливость к подобным «культурно-массовым» затеям; знаем, проходили. Но ведь зритель – он всегда зритель, спектакль ли ему предложен или «музыкально-драматическая» композиция. Он каждый раз идет в театр за высоким искусством – лицом его показывают или с затылка…

тем временем

27 марта в течение 24 часов можно было купить билеты в Кольцовский и Камерный театры  с существенными скидками – от 30 до 50% на все постановки. Хорошее начинание…

в тему

Акция «Ночь театров» («Театр.Go»), организованная Министерством культуры РФ, проходила в рамках «Московского культурного форума-2016».  По словам устроителей, основная ее задача  – обнародовать  процесс создания спектаклей, обычно скрытый от зрительских глаз. В рамках  акции  проведены мастер-классы, открытые показы, экскурсии по театрам и закулисному пространству.