Газета,
которая объединяет

Уроки Ирины Сачко

К юбилею Воронежской академии искусств
Рубрика: Культура№ 24 (2003) от

Воронежской академии искусств в 2016 году исполняется 45 лет. Ее выпускники сегодня успешно работают не только в нашем городе, но и во многих театрах страны, в том числе – Петербурга и Москвы.

Их достижения, конечно же, связаны с именами воронежских учителей, среди которых – режиссеры Глеб Дроздов, Владимир Бугров, Владимир Сисикин, Герман Меньшенин, Анатолий Иванов, артисты Николай Дубинский, Набиля Валитова, Татьяна Краснопольская. А одним из первых наставников театрального факультета стала замечательная актриса Ирина Сачко.

Попадали под обаяние

Она вела у нас одну из основных дисциплин – «сценическую речь». Занятия проходили с постоянными тренингами, кувырками и растяжками, бесконечными упражнениями, направленными на то, чтобы настроить организм – инструмент актера – на необходимое и точное звучание. На умение не только правильно извлекать звуки, слова, но и доискиваться до самой их сути, до глубинного смысла текста и подтекста, посыла и сверхзадачи того или иного автора.

Творческая лаборатория сценречи оказалась сложна и интересна, а уроки Сачко нередко походили на увлекательные моноспектакли. Бывшая актриса Кольцовского театра – яркая, темпераментная, характерная – она вела свои занятия вдохновенно и артистично. Мы все попадали под ее обаяние, и даже тогда, когда в чем-то не соглашались, спорили и капризничали, все равно относились к педагогу с почтением, уважением, любовью.

Чьи только тексты и монологи не разбирали мы неустанно и дотошно: Шекспира и Гомера, Пушкина и Грибоедова, Гоголя и Толстого, Есенина и Маяковского, Чехова, Булгакова, Шукшина… Ирине Викторовне обязаны многие сегодняшние актеры тем, что научились на сцене «мыслить» и говорить верно и точно. А если кто и не научился – видит Бог, ее вины в том нет. Упрекнуть Сачко, думаю, не может никто: все, что знала и умела, Ирина Викторовна сполна отдавала своим студентам.

Война и мир

Признаюсь, я очень жалел, что не застал ее на сцене театра в расцвете лет, не видел в ролях, о которых свидетельствовали любопытные фотографии, хранящиеся в театральном музее. Жизнь Ирины Сачко не была легкой. Актерская судьба начиналась с войны, эвакуаций, изнуряющих выездных спектаклей. Во время скитаний она потеряла маленького сына – он умер от холода и голода. После восстановления разрушенного театра вместе со всей труппой Ирина Викторовна возобновила работу на родной сцене, продолжая вселять надежду и радость в зрительские сердца.

Среди множества спектаклей тех лет с ее участием незабываемыми стали «Горе от ума», «Забавный случай», «Молодая гвардия», «Вишневый сад», «Игрок», «Последняя жертва», «Много шуму из ничего»… Впрочем, судя по афишам и рецензиям, ролей за три десятка лет работы в одном из старейших российских театров было предостаточно.

Ирина Викторовна о своей актерской судьбе нам почти ничего не рассказывала – все свое время она тратила на жизнь учебную, на то, чем занималась с нами в данный момент. Но незаурядная актерская природа проступала на каждом уроке, ею проводимом. Несомненную пользу и цену уроков Сачко я осознал в полной мере на практике, работая не только на сцене, но и на телевидении, где всегда нужен мгновенный результат. Репетируя с признанными мастерами, я всегда ощущал достойный багаж знаний и навыков, полученных с помощью Ирины Викторовны…

Владимир МЕЖЕВИТИН

Справка «Берега»

Ирина Викторовна Сачко (1920 – 2000) окончила Воронежское театральное училище. Работала в Липецком (1940 – 1942) и Воронежском (1942 – 1973) драмтеатрах. Сценическую речь в институте искусств преподавала с 1971 года.