Видит око…
В последнее время во многих воронежских СМИ, в том числе и в «Береге», вышли критические материалы, посвященные деятельности воронежского центра видеофиксации. Вопросов в этой сфере у водителей действительно накопилось немало, и их количество постоянно растет. Так что полицейские решили «включить ответку» и сами пригласили журналистов, чтобы рассказать о новациях в деятельности центра.
Этих новаций тоже оказалось немало. Это и первая на территории области камера, которая фиксирует среднюю скорость на участке, и эксперимент с комплексом фиксации непредоставления преимущества на пешеходном переходе.
По среднему
Наконец до Воронежа добрались комплексы, фиксирующие среднюю скорость автомобиля. Подобные устройства уже давно используются в Москве и Татарстане, а теперь начали осваивать и провинциальные регионы. Воронежскую область – одними из первых. Пробный вариант системы «Кордон-М» установлен в Рогачевке. От привычных воронежским водителям КРИСов, SD 580 и «Стрелок» он отличается сразу несколькими параметрами.
Во-первых, камер не одна, а две – первая стоит в начале участка, а вторая в его конце. Скорость они не замеряют, а просто фиксируют время проезда машины. Зафиксировали время первого проезда, затем – время второго, расстояние между камерами известно (в Рогачевке оно около 2,5 километра) и остается применить простейшую формулу. И вот она – средняя скорость движения автомобиля. Во-вторых, на такие камеры обычные радар-детекторы не реагируют, ведь у них нет излучателя...
Камеры фиксации средней скорости позволяют бороться с «хитрецами», которые, зная об установленном средстве фиксации, тормозят перед ним, а потом гонят на полную. Тут такой способ не пройдет – ведь фиксируется средняя скорость. Правда, как и в случае с другими камерами, штрафы будут выписываться, если средняя скорость превысит 82 км/ч, «коридор ненаказуемости» действует и для таких камер.
Еще один новый, хотя и менее известный комплекс фиксации под названием «Азимут», установлен в Воронеже на улице Антонова-Овсеенко. Он тоже пока в нашей области в единственном числе, и в некотором роде уникален – позволяет определять непредоставление преимущества пешеходу на переходе. Камер, которые контролируют проезд пешеходных переходов, в Воронеже много, но все работают на регулируемых переходах, а этот справляется и без светофора, а заодно и скорость контролирует. Неудивительно, что его поставили на улице Антонова-Овсеенко, где широкая шестиполосная дорога провоцирует водителей разогнаться и затрудняет переход для пешеходов. По словам начальника УГИБДД Евгения Шаталова, этот комплекс уже доказал свою эффективность, количество аварий на Антонова-Овсеенко снизилось.
Своими силами
Увы, ожидать расширения «штата» таких камер пока не приходится. Как признался начальник ЦАФАП Юрий Дорошенко, в этом году в бюджете средства для приобретения новых комплексов не заложены. Полицейские обходятся тем, что есть. Впрочем, это солидная «армия», которая позволяет уверенно бороться с нарушениями ПДД. Всего на «вооружении» воронежской полиции 149 комплексов фиксации, среди которых 77 стационарных, 69 передвижных и еще три мобильных, работающих на патрульных автомобилях. Эти камеры могут фиксировать превышение скорости, проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, а также неправильную парковку. Работают они прямо-таки в стахановском режиме – за 2015 год с помощью камер было вынесено 2481551 постановление. Нетрудно посчитать, что один комплекс фиксирует в день в среднем около 46 нарушений, причем без учета профилактики и ремонта. «Живым» полицейским такая производительность труда и не снилась.
Изучение статистики работы центра вообще наводит на интересные мысли. Количество нарушений из года в год колеблется, но в целом остается примерно на одном уровне, а вот правовая сознательность граждан растет – процент собираемости постепенно увеличивается – после того, как он «рухнул» в 2012 году из-за значительного увеличения штрафов (см. инфографику). Как признаются полицейские, не последнюю роль в росте сознательности водителей играет 50-процентная скидка за оплату штрафа в течение 20 дней. Правда, «штрафники с камер» тут в заведомо проигрышном положении, так как для них отсчет начинается с момента вынесения и не учитывает скорость работы почты. Так что квитанции часто приходят, когда скидка уже закончилась. Кроме как пользоваться специальными сервисами для проверки наличия штрафов в Интернете, водителям больше ничего и не порекомендуешь. Ну, и не нарушать, конечно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
В нашем прошлом материале (см. здесь) мы критиковали воронежский центр видеофиксации за отсутствие предупреждающих табличек у передвижных комплексов. Во время пресс-конференции Юрий Дорошенко высказался на эту тему.
– Табличка не обязательна для установки – это дополнительный элемент для привлечения внимания водителя, она даже может не стоять около камеры. И психология водителей должна быть такой, чтобы они соблюдали ПДД всегда, а не только потому, что их контролирует камера. Если, например, стоит знак «40», то водитель уже должен быть внимателен и осторожен, без дополнительных предупреждений. А еще финансовый вопрос. У нас предусмотрено 457 возможных мест установки камер, каждая табличка стоит около 800 руб., представьте, сколько нужно потратить на все эти таблички. Я не против табличек, но и важными их не считаю, можно и с большей пользой потратить бюджетные средства.
Резонанс
Не обошлось и без обсуждения ситуации со скандалом, в который недавно попал воронежский центр фотофиксации – благодаря одной питерской автомобилистке. Она через социальные сети подняла большой шум, утверждая, что ей прислали штраф с камеры в Воронежской области, хотя сама она у нас в регионе не бывала.
– Проблема автомобилей-двойников действительно существует, ею пользуются преступные элементы для легализации криминальных автомобилей, – прокомментировал Юрий Дорошенко. – За пять лет работы мы уже отменили 17 постановлений в подобных ситуациях, но и самому автомобилисту нужно приложить определенные усилия. В данном случае девушка нам прислала только фотографию автомобиля, причем никем не заверенную, и справку с работы. Вместо того, чтобы предоставить доказательства, девушка пошла жаловаться в СМИ. Мы готовы отменить постановление, но лишь после того, как она предоставит конкретные факты, что это не ее автомобиль зафиксирован камерой. Так мы советуем действовать и другим автомобилистам.
Кстати
С 1 июня россияне получили возможность отказаться от навязанной страховки. Соответствующее указание Банк России разработал еще в конце прошлого года, но страховые компании получили отсрочку до конца мая, чтобы перестроить свою работу. Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования для оказания какой-либо услуги. Однако доказать сам факт принуждения к сделке было сложно. Теперь это не нужно: клиент сможет расторгнуть договор в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай.