Не «как все»
Выставка «Живу и вижу», работающая в областном художественном музее им. И.Н.Крамского, досталась нам в наследство от Платоновского фестиваля искусств-2016: открывшаяся в первый день его работы, она останется в музейных интерьерах по 31 июля.
Родом из «оттепели»
В экспозиции, составленной воронежскими организаторами совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) – около сотни произведений живописи, графики, фотографий нонконформистов из коллекции поэта Всеволода Некрасова. Представлены работы художников Лианозовской группы, ставшей одним из самых значительных очагов русского «неофициального искусства» периода «оттепели»: Евгения Кропивницкого, Ольги Потаповой, Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Олега Васильева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и других.
На открытии выставки ее куратор, старший научный сотрудник пушкинского музея Анна Чудецкая отметила, что без специальных знаний воспринимать труды нонконформистов непросто: зрителям необходима определенная подготовка. А именно – предварительное знакомство с историей и теорией русского авангарда. Тогда человек, заинтересовавшийся темой, поймет: нонконформисты не ставили целью противостояние официальному искусству. А лишь искали собственную художественную позицию, отличную от общепринятых норм и канонов. Но, в любом случае, «зритель, привыкший видеть в музеях реалистичные пейзажи, будет обескуражен».
Все выставленные работы хранились в коллекции одного из лидеров Второго русского авангарда и основателей московского концептуализма, поэта и теоретика искусства Всеволода Некрасова. Складывалась коллекция в течение 50 лет – по ходу, так сказать, жизни владельца: он помещал в нее произведения, создаваемые друзьями-единомышленниками. Пушкинский музей получил это собрание в дар от наследников поэта, одна из которых, профессор МГУ Галина Зыкова, побывала на открытии воронежской выставки. По ее словам, в столь значительном объеме коллекция выставляется впервые.
Задавленные соц-артом
Названием выставки выбрана фраза из стихотворения Всеволода Некрасова: «Я хотя / не хочу / и не ищу / живу и вижу». То, что и как видели нонконформисты, до сих пор исследовано не в полной мере: та же Анна Чудецкая убеждена в том, что опыт этих творцов недостаточно осмыслен, поскольку художников этого направления «быстро затмил примитивный соц-арт».
Есть при том ощущение, что до конца с авангардом второй волны разобраться уже не судьба. Один авторитетный воронежский мэтр, попросивший не называть его имени, заверил меня: публика на открытии собралась исключительно ради самой церемонии. А в последующие дни работы выставки количество желающих ее посетить сойдет на «нет». Перспектива, стоит признать, вполне вероятная: любые стихийно возникающие меньшинства, независимо от их состоятельности, общество отторгает – всегда. И если еще раз вернуться к тому, что нонконформизм (несогласие) в широком смысле слова есть активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов, вывод сделаем неутешительный: установка на то, чтобы не быть «как все», обречена. В России, во всяком случае.
Кроме того, у многих наверняка вызовет вопросы и художественная сторона дела: предположить, что широкого зрителя поразят в самое сердце лобовой плакатизм Эрика Булатова (воспринимаемого не столько художником, сколько манифестантом), коллажи с картами Владимира Немухина или картонный экспрессионизм Евгения Кропивницкого, было бы чересчур большой и явно неоправданной смелостью.
интересно знать
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открыт в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. Основателем и первым директором Музея был профессор Иван Цветаев. В современной экспозиции музея, насчитывающей более 683 тысяч единиц хранения, представлены обширная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
справка «берега»
Всеволод Некрасов (1934 – 2009 гг.) с конца 1950-х входил в сообщество поэтов и художников, сложившееся вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина. В 1960–1970-е Некрасовым был создан ряд так называемых визуальных стихотворений, непосредственно смыкающихся с изобразительным искусством.