По стопам Петра
Сколько достопримеча-тельностей, расположенных вдоль набережной на правобережной стороне воронежского водохранилища, смогут назвать большинство горожан? Одну-две? А участники пешеходной экскурсии, прошедшей вечером 30 июля, существенно восполнили пробелы в знаниях о столице Черноземья: о том, сколько раз в Воронеж приезжал Петр Великий и в чью честь назван Чернавский мост, горожанам рассказала краевед Ольга Дедова.
От Петра до Хрущева
Отправной точкой маршрута стала площадка возле Чернавского моста – к началу экскурсии здесь собрались порядка 20 человек. Несмотря на изнуряющую жару, многие участники прогулки взяли с собой детей – одна из пришедших на мероприятие женщин призналась, что такой способ прививать школьникам интерес к родному городу ей нравится больше всего.
Автором маршрута, по которому горожане отправились в «мини-путешествие», стала завкафедрой русского языка Воронежского медуниверситета, краевед Ольга Дедова. Она рассказала, почему Чернавский мост получил именно такое название. Оказывается, среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Самых популярных версий четыре: согласно одной из них, за мостом находилась дикая дубрава, бывшая прибежищем беглых крестьян и разбойников – «черных людей». Второе предположение более прозаичное – якобы когда-то со стороны моста на защиту города пришла дружина из неизвестного историкам Чернавска. Третий вариант – совершенно утилитарный: при подготовке кораблей к спуску на воду их днища обрабатывали черной смолой («чернили»). Но, пожалуй, самая интересная версия связана с неким дворянином Чернавским.
– По легенде, он серьезно проигрался в карты, так что над ним нависла угроза долговой ямы. Но один из друзей дворянина предложил интересный план: установить калитку на мосту и брать с прохожих плату за вход и выход, – рассказала краевед. – В итоге изобретательные мужчины за полгода не только выплатили огромный долг, но и прилично заработали на этой идее.
Речной бизнес
Во времена Петра жившие возле реки горожане вообще славились своей предприимчивостью. В основном здесь селились те, кого сегодня причислили бы к бизнесменам: это и водовозы (владельцы более 150 специальных подвод набирали внизу чистую проточную воду в родниках и отправлялись продавать ее на более высотное правобережье), и рыболовы, и лодочники, обеспечивавшие зажиточным горожанам главное светское развлечение того времени – катание по реке.
Впрочем, такие прогулки вряд ли приносили массу удовольствия: река уже в те годы не отличалась чистотой, а в некоторых документах той эпохи и вовсе называлась «вонючкой». Не способствовали улучшению экологического состояния водоема и располагавшиеся на побережье купальни и многочисленные «стиральни»: бытует история, что в какой-то момент руководство Воронежа повелело располагать «бани» поперек реки – это позволяло промывать строения естественным течением и очищать их от грязи и нечистот.
– Воронеж стоит на множестве холмов: в одних местах дома почти спускались к воде, а в других – стояли на высоких обрывах, – добавила экскурсовод. – Еще до революции появились планы создать красивые лестничные сходы к реке – всего их спроектировали семь, однако построить удалось только два. И перечеркнул это начинание уже после войны Никита Хрущев, урезав по каким-то причинам финансирование.
От пивзавода до яхт-клуба
Участники экскурсии интересовались подробностями быта горожан той эпохи – ведь понятно, что условия жизни воронежцев XVIII века существенно отличались от сегодняшних. Например, во времена строительства кораблей в будущей столице Черноземья Петр Великий побывал здесь 17 раз. И именно с его фигурой связано немало исторических казусов.
Так, после приезда в город император приказал заложить неподалеку от набережной (в районе нынешнего Чернавского моста) большой пивоваренный завод. И к алкоголизму это никакого отношения не имеет: известно, что Петр I страдал от несварения желудка, а в пенном напитке тех времен содержались ферменты, полезные для пищеварения государя. Естественно, что пиво входило и в обязательный рацион рабочих.
Отдельного упоминания заслуживает остров напротив площади. По словам Ольги Дедовой, это не наследие петровской эпохи, а восстановленный участок – его намыли уже после создания водохранилища.
– В XVIII веке здесь было несколько островов, соединенных между собой, на которых располагались «Петровские хоромы», – пояснила краевед. – Но государь там никогда не жил – в принципе, это был аналог современной приемной, куда приходили жалобщики и все, кому требовался совет императора.
Позднее, в XIX веке, остров выкупил предприниматель Карпинский и создал на его базе элитный яхт-клуб. Место считалось очень престижным: здесь собирались сливки местного общества. Однако сегодня о старых временах ничего не напоминает: клуб был закрыт, строения снесены, а позднее и сам остров оказался затоплен.
Отметим, что нынешняя экскурсия, скорее всего, не окажется последней бесплатной акцией краеведов: по словам организаторов мероприятия, в планах на август и сентябрь есть сразу несколько походов по знаковым для Воронежа местам – например, по маршруту «Утраченные церкви».