Газета,
которая объединяет

По стопам Петра

Горожанам рассказали историю главной набережной Воронежа

Сколько достопримеча-тельностей, расположенных вдоль набережной на правобережной стороне воронежского водохранилища, смогут назвать большинство горожан? Одну-две? А участники пешеходной экскурсии, прошедшей вечером 30 июля, существенно восполнили пробелы в знаниях о столице Черноземья: о том, сколько раз в Воронеж приезжал Петр Великий и в чью честь назван Чернавский мост, горожанам рассказала краевед Ольга Дедова.

От Петра до Хрущева

Отправной точкой маршрута стала площадка возле Чернавского моста – к началу экскурсии здесь собрались порядка 20 человек. Несмотря на изнуряющую жару, многие участники прогулки взяли с собой детей – одна из пришедших на мероприятие женщин призналась, что такой способ прививать школьникам интерес к родному городу ей нравится больше всего.

Автором маршрута, по которому горожане отправились в «мини-путешествие», стала завкафедрой русского языка Воронежского мед­университета, краевед Ольга Дедова. Она рассказала, почему Чернавский мост получил именно такое название. Оказывается, среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Самых популярных версий четыре: согласно одной из них, за мостом находилась дикая дубрава, бывшая прибежищем беглых крестьян и разбойников – «черных людей». Второе предположение более прозаичное – якобы когда-то со стороны моста на защиту города пришла дружина из неизвестного историкам Чернавска. Третий вариант – совершенно утилитарный: при подготовке кораблей к спуску на воду их днища обрабатывали черной смолой («чернили»). Но, пожалуй, самая интересная версия связана с неким дворянином Чернавским.

– По легенде, он серьезно проигрался в карты, так что над ним нависла угроза долговой ямы. Но один из друзей дворянина предложил интересный план: установить калитку на мосту и брать с прохожих плату за вход и выход, – рассказала краевед. – В итоге изобретательные мужчины за полгода не только выплатили огромный долг, но и прилично заработали на этой идее.

Речной бизнес

Во времена Петра жившие возле реки горожане вообще славились своей предприимчивостью. В основном здесь селились те, кого сегодня причислили бы к бизнесменам: это и водовозы (владельцы более 150 специальных подвод набирали внизу чистую проточную воду в родниках и отправлялись продавать ее на более высотное правобережье), и рыболовы, и лодочники, обеспечивавшие зажиточным горожанам главное светское развлечение того времени – катание по реке.

Впрочем, такие прогулки вряд ли приносили массу удовольствия: река уже в те годы не отличалась чистотой, а в некоторых документах той эпохи и вовсе называлась «вонючкой». Не способствовали улучшению экологического состояния водоема и располагавшиеся на побережье купальни и многочисленные «стиральни»: бытует история, что в какой-то момент руководство Воронежа повелело располагать «бани» поперек реки – это позволяло промывать строения естественным течением и очищать их от грязи и нечистот.

– Воронеж стоит на множестве холмов: в одних местах дома почти спускались к воде, а в других – стояли на высоких обрывах, – добавила экскурсовод. – Еще до революции появились планы создать красивые лестничные сходы к реке – всего их спроектировали семь, однако построить удалось только два. И перечерк­нул это начинание уже после войны Никита Хрущев, урезав по каким-то причинам финансирование.

От пивзавода до яхт-клуба

Участники экскурсии интересовались подробностями быта горожан той эпохи – ведь понятно, что условия жизни воронежцев XVIII века существенно отличались от сегодняшних. Например, во времена строительства кораблей в будущей столице Черноземья Петр Великий побывал здесь 17 раз. И именно с его фигурой связано немало исторических казусов.

Так, после приезда в город император приказал заложить неподалеку от набережной (в районе нынешнего Чернавского моста) большой пивоваренный завод. И к алкоголизму это никакого отношения не имеет: известно, что Петр I страдал от несварения желудка, а в пенном напитке тех времен содержались ферменты, полезные для пищеварения государя. Естественно, что пиво входило и в обязательный рацион рабочих.

Отдельного упоминания заслуживает остров напротив площади. По словам Ольги Дедовой, это не наследие петровской эпохи, а восстановленный участок – его намыли уже после создания водохранилища.

– В XVIII веке здесь было несколько островов, соединенных между собой, на которых располагались «Петровские хоромы», – пояснила краевед. – Но государь там никогда не жил – в принципе, это был аналог современной приемной, куда приходили жалобщики и все, кому требовался совет императора.

Позднее, в XIX веке, остров выкупил предприниматель Карпинский и создал на его базе элитный яхт-клуб. Место считалось очень престижным: здесь собирались сливки местного общества. Однако сегодня о старых временах ничего не напоминает: клуб был закрыт, строения снесены, а позднее и сам остров оказался затоплен.

Отметим, что нынешняя экскурсия, скорее всего, не окажется последней бесплатной акцией краеведов: по словам организаторов мероприятия, в планах на август и сентябрь есть сразу несколько походов по знаковым для Воронежа местам – например, по маршруту «Утраченные церкви».