Газета,
которая объединяет

Из области охраны

О запрете строительства многоэтажек, утраченных памятниках наследия и наказаниях
Рубрика: Социум№ 61 (2040) от
Автор: Ирина Лазарева

Управление по охране объектов культурного наследия появилось в Воронежской области год назад. Что изменилось в сфере охраны памятников в связи с появлением нового надзорного подразделения? Об этом рассказал руководитель регионального управления Николай Петрищев на недавней пресс-конференции в Доме журналистов.

Защита от высоток

Активисты не раз предъявляли властям: «Многоэтажки не должны строить у стен памятников наследия!» И их услышали: зоны охраны – территории, на которых нельзя возвести здание ненадлежащего вида, утвердили.

– Сначала мы разработали нормативную базу. Перед нами встал ряд вопросов. Во-первых, чтобы защищать объекты наследия, надо было понять, что именно защищать. Каковы границы памятника? Где он начинается, где заканчивается? Во-вторых, что можно возвести рядом, а что нельзя? – объяснил Николай Петрищев. – Именно поэтому мы приняли решение о введении зон охраны.

Охранные зоны в Воронеже утвердили за год и распространили пока только на 229 объектов культурного наследия, расположенных в основном в Центральном районе города. Теперь построить рядом с ними многоэтажку или торговый центр – стена к стене – не получится: специальная комиссия просчитывает все – от расстояния, в радиусе которого может появиться здание, до его этажности.

Нововведение, впрочем, не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия. Соответственно, как бы этому ни противились общественники, а строительство 17-этажки у стен усадьбы Быстржинских в Воронеже, например, документ остановить не сможет. Положение приняли осенью 2015 г., а разрешение на строительство застройщик получил годом ранее.

Кстати, по словам главы управления, на зоне охраны в областном центре власти останавливаться не будут – подобные участки появятся в 2016 г. в Павловске и Боброве, а в 2017 г. – в Острогожске. Администрация Боброва, к слову, не стала ждать, когда региональные власти выделят на район финансирование, и самостоятельно нашла средства на введение охранных зон. Они могут появиться здесь вокруг 46 памятников.

Отметим также, что в действующее положение о зонах охраны в октябре этого года внесут поправки, согласно которым будет запрещено строительство многоэтажек в радиусе 100-150 метров от памятников наследия – сейчас он гораздо меньше. Кроме того, во всем регионе планируют определить «защитные зоны». Они также будут запрещать строительство объектов ненадлежащего вида у памятников культурного и исторического наследия, только не в радиусе от одного конкретного объекта, а по периметру нескольких, расположенных рядом друг с другом. Такой подход, уверен Николай Петрищев, сэкономит немало средств.

Только на бумаге

Еще одна проблема, которую новому структурному подразделению предстоит решить, связана с физической утратой в Воронежской области 38 объектов культурного наследия, которые продолжают числиться в госреестре.

Как отметил Николай Иванович, в случае такой утраты памятников законодательство требует либо полного их восстановления, либо исключения из реестра. Но исключение возможно только на основании решения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, который в свою очередь подписывает документацию, опираясь на экспертные заключения.

Однако выяснилось, что получить такие экспертные заключения практически невозможно.

– Три местных специалиста обязаны подписать акт о том, что памятник действительно уничтожен, однако никто на это не идет, – пояснил Петрищев.

При этом руководитель заверил: это вовсе не значит, что в Воронежской области можно безнаказанно снести любой объект наследия.

– Управление существует лишь год, но за это время ни одного объекта наследия уничтожено не было. Мы не позволим этого и впредь, – обозначил свою позицию чиновник.

По строгости закона

Кстати, в 2015 г. управление по факту полного или частичного уничтожения памятников историко-культурного наследия в Воронежской области возбудило пять административных производств и передало материалы в полицию.

Также четыре раза руководство структурного подразделения ходатайствовало о возбуждении уголовного дела в отношении застройщика, который на данный момент возводит высотку у стен усадьбы Быстржинских. Все четыре раза на компанию-застройщика накладывали штрафы от 200 тыс. руб. в частности за нарушение договоренностей по застройке и повреждение арки усадьбы. Однако пока нарушителям все же удается избежать уголовного наказания. Руководство управления обжаловало решение суда и намерено в очередной раз в правовой форме «приструнить» застройщика высотки.

Отметим, что в 2015 г. управление по охране объектов культурного наследия открыло всего 17 административных производств в отношении нарушителей законодательства, а с начала 2016 г. – уже 14.

Это интересно

Четыре воронежских храма рассчитывают на господдержку. Алексеево-Акатов женский монастырь, Вознесенский и Ильинский храмы Воронежа, а также храм Архангела Михаила в с.Девица Семилукского района отправили заявки на участие в федеральной целевой программе «Культура России». Всю необходимую документацию, в том числе сметы, участники уже представили.

Возвращаясь к напечатанному

В №56 от 9 августа «Берег» писал о скандале вокруг дома купца Балашова. При строительстве третьей очереди Центра «Галереи Чижова» памятник исторического и культурного наследия оказался внутри постройки, а затем в него якобы случайно врезался грузовик с песком – от дома Балашова в результате осталась только фасадная стена. Управление по охране объектов культурного наследия обязало застройщика восстановить объект наследия. Однако уже в третий раз акт приемки архитектурного памятника сотрудники управления не подписывают.

В тему

На исторических зданиях Воронежской области планируют установить таблички с QR-кодами. Нововведение позволит с помощью мобильных телефонов переходить на страницу с информацией об объекте наследия в интернете. Первая сотня таких информационных табло появится в Воронежской области уже в сентябре. Порядка полумиллиона рублей выделили на эти цели разные мобильные операторы.