Газета,
которая объединяет

Сам себе дизайнер?

В Воронеже инициирована дискуссия по поводу внедрения дизайн-регламента
Рубрика: Социум№ 66 (2045) от
Автор: Татьяна Омельченко

Хаотичная реклама и разноформатные вывески постепенно исчезают с городских улиц – им на смену приходят более аккуратные и продуманные баннеры и входные группы. Все это – результат внедрения в Воронеже дизайн-регламента, в котором прописаны единые правила внешнего оформления многочисленных магазинов и кафе. И хотя параметры установлены для всех, часть предпринимателей под эти требования до сих пор подстраиваться не желает.

Подход для индивидуалистов

С предложением пересмотреть принцип применения дизайн-регламента выступил воронежский предприниматель Сергей Митрофанов. Для передачи своей инициативы на рассмотрение чиновникам воронежец выбрал площадку портала «Власть-бизнес.рф».

Автор инициативы указывает на то, что на создание общего дизайн-регламента местные власти решились по примеру Санкт-Петербурга, где «все строго с вывесками и входными группами, они оформлены в едином архитектурном стиле».

– Мы, предприниматели, не против того, чтобы все мы жили в красивом городе, чтобы строгая красота исторических зданий в центре не нарушалась пестрыми вывесками на самый разный лад. И по сути, идея дизайн-регламента разумна и своевременна, – отмечает автор предложения. – Но его применение сейчас кажется нам чересчур бездумным.

А неразумность требований, по мнению Сергея Митрофанова, связана с тем, что требования едины для всех – будь то проспект Революции или улица в левобережной части города. Причем предприниматель обращает внимание на тот факт, что именно входные группы и различные баннеры зачастую буквально защищают горожан от падения старой штукатурки.

– Собственники зданий не ремонтируют обсыпающиеся фасады, при ликвидации козырьков над магазинами мы рискуем здоровьем своих клиентов и просто прохожих, – утверждает автор инициативы. – Что уж говорить о непрезентабельном виде обшарпанных стен совсем не памятников архитектуры, которые вынуждены были по дизайн-регламенту оголиться и показать свои язвы обществу.

Предложение предпринимателя сводится к следующему: необходимо отказаться от унификации, предоставив бизнесменам больше свободы, а также дать им возможность оспаривать общие требования, решая вопросы внешнего оформления торговых точек индивидуально. А в качестве арбитра Сергей Митрофанов рассматривает Торгово-промышленную палату: конечно, при условии наделения ее представителей правом подписывать необходимые документы.

Отложенный эффект

Наиболее обстоятельный ответ на предложение предпринимателя дали в управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области. Глава структуры Марина Ракова поблагодарила инициативного горожанина за «конструктивные предложения по реализации дизайн-регламента и неравнодушие к эстетической привлекательности» улиц столицы Черноземья. Однако руководитель управления напомнила, что и ее подчиненные, и городские чиновники неоднократно предупреждали – после принятия общих правил оформления ждать «сиюминутных наглядных результатов» не стоит.

– То, как происходит внедрение дизайн-регламента в Воронеже – нормальный рабочий процесс с прогнозируемыми, но преодолимыми сложностями, – заверяет Марина Ракова. – В предложении обозначена часть причин, по которым ожидания от введения правил могут не совпадать с реальностью. Это и формальный подход к выполнению требований дизайн-регламента, когда вы говорите о табличках поверх облезшей штукатурки, это и нюансы вкуса и общей культуры дизайнеров и, что даже значительнее, заказчиков их работы.

Впрочем, глава управления не согласна с мнением, что этот регламент в Воронеже реализуется плохо: в центре города, по ее словам, достаточно хороших примеров оформления фасадов зданий и вывесок в обновленном формате. Кроме того, мэрия «регулярно проводит разъясняющие встречи с предпринимательским сообществом, сопровождает весь процесс методически».

– Необходимо отметить, что деликатную, эстетически выдержанную и соответствующую современным трендам дизайна вывеску не стоит воспринимать как административное препятствие для бизнеса, – уверена Марина Ракова. – Это в большей степени конкурентное преимущество, способное привлечь посетителей, а также способность к саморазвитию субъектов предпринимательской деятельности.

Не прониклись сочувствием к автору инициативы и в управлении главного архитектора (УГА) Воронежа. В ответе, подписанном руководителем структуры Антоном Шевелевым, отмечено, что в дизайн-регламенте имеются общие требования к оформлению и содержанию зданий, причем обязательные для исполнения всеми – от коммунальщиков из управляющих компаний до владельцев помещений.

Кстати, волнения Сергея Митрофанова относительно оголившихся после демонтажа неформатной рекламы обшарпанных фасадов, которые не добавляют привлекательности городским улицам, чиновники УГА также не разделяют. Так, нежилые здания, не соответствующие требованиям дизайн-регламента, должны быть отремонтированы – на это отводится три месяца с момента принятия паспорта фасада конкретного здания.

Вопросы остались?

А в департаменте предпринимательства и торговли региона хоть и признали, что при появлении новых стандартов некоторые сложности были, но заверили: большая их часть с повестки дня снята.

– Обсуждение проблемных вопросов проводится в рамках круглых столов с участием бизнес-сообщества, уполномоченного по защите прав предпринимателей, Союза «ТПП ВО», исполнительных органов власти, – добавляет замруководителя департамента Дмитрий Маслов.

Согласны с чиновниками и в областной Торгово-промышленной палате: ее представители заверяют, что «массовых обращений со стороны предпринимателей о непринятии дизайн-регламента не поступало», а специалисты УГА прорабатывают спорные моменты с владельцами зданий индивидуально. Так что подключаться к разрешению противоречий между бизнесменами и властью в ТПП считают нецелесообразным.

Что можно добавить? Конечно, предложение одного предпринимателя – капля в море, да и его мнение может существенно отличаться от точки зрения коллег по цеху. Но ведь для города (а точнее – для его бюджета) важен и интересен каждый бизнесмен – представляет он крупную компанию или небольшой магазин.

Кстати

В рамках второго этапа реализации дизайн-регламента УГА утвердило развертки 41 улицы Воронежа. На основе этих документов подготовлены колористические решения фасадов зданий. В I полугодии 2016 г. утверждено 1146 паспортов, включающих 6092 входные группы.

В тему

За нарушение требований дизайн-регламента предусмотрены штрафы – от 1 до 25 тыс. руб.