Газета,
которая объединяет

«Одномандатное» дежавю

На выборах в Госдуму жители области «вспомнили» 2003 год
Рубрика: Политика№ 68 (2047) от
Автор: Юрий Бабаян

В минувшее воскресенье воронежцы выбрали своих депутатов Государственной Думы. Выбрали в основном спокойно, без эксцессов, и – без неожиданностей. Так, как от них и ждали. Так, как было, по сути, единственно возможно.

Буднично и скучно

Избирательный участок в лицее №1. Мой участок. Уже на подходе слышу веселую музыку, льющуюся из открытого окна на втором этаже. В остальном – все довольно буднично: если не считать самого факта оживления около школы, куда спокойно заходит (и не менее спокойно выходит) народ в воскресный день.

В помещении участка – так же спокойно. Людей – раз-два и обчелся. Наблюдатели со скучающим видом сидят в ряд на стульях. Каждый новый голосующий для них в радость – хоть какое-то изменение картинки.

Неторопливо подаю пас­порт, расписываюсь в журнале и беру бюллетени. Сразу замечаю: один – ну очень длинный. Сворачиваю его в два раза – так удобнее нести. Нести, правда, недалеко – до кабинки пара шагов, внутри оной нахожусь секунд 5-10: с выбором определился давно, а поставить две галочки труда не составляет. Выхожу, даже не потрудившись вновь вдвое сложить длинный бюллетень с названиями партий – мне скрывать нечего, пусть подсматривает кто хочет. Но никто не подсматривает. С трудом просовываю бумаги в узкую щель урны (кому же пришло в голову сделать ее такой узкой?!) и направляюсь к выходу – все, гражданский долг исполнен.

Впрочем, не совсем. На выходе меня встречает молодой человек лет 20, который спрашивает (на условиях, естественно, анонимности), за кого я голосовал. Отвечаю. Он благодарит – и мгновенно теряет ко мне интерес…

«Открепленное» голосование

На утренней пресс-конференции в Доме журналистов председатель облизбиркома Владимир Селянин подтвердил: выборы оказались скучными. И выразил надежду, что таковыми они и останутся. По крайней мере, для журналистов. И пояснил: в комиссию пока что не поступило ни единой письменной жалобы на ход голосования. Хотя недовольные звонки, естественно, были.

Например, в Поворинском районе человек пожаловался на то, что ему не позволили проголосовать. Впрочем, когда начали разбираться, выяснили: хоть заявитель и имел российское гражданство, но у него отсутствовала регистрация. Специально для таких людей на территории области создали три избирательных участка, где они могли реализовать свои конституционные права. Ближайший к Поворинскому району находился в Борисоглебске. Но жалобщик не пожелал туда отправиться.

Много однотипных претензий, отметил Селянин, поступило от штаба кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ Сергея Гаврилова. Все они касались недопущения наблюдателей на избирательные участки. Однако и тут, после выяснения ситуации, оказалось все в рамках законодательства: штаб попросту не успел сообщить в избирком об изменениях в ранее поданные списки, и люди, пришедшие на участки, действительно не имели законного основания на них находиться.

Но это – проблемы технического плана. Однако, как отметил председатель облизбиркома, были и реальные сложности, вскрывшиеся незадолго до единого дня голосования. В частности, буквально за день до выборов в Новоусманском районе вывели из состава участковой избирательной комиссии директора местной школы – за размещение в пятничном номере газеты статьи в поддержку одного из кандидатов за своей подписью.

Вообще же, отметил Владимир Егорович, за все время предвыборной кампании в избирком поступило 36 жалоб, из которых две были удовлетворены, а шесть на момент выборов еще находились на стадии рассмотрения. Одна из претензий, признанных обоснованными, касалась привлечения к распространению агитационных материалов несовершеннолетней: отец девочки, приобщивший ее к выборной работе, был оштрафован по решению суда.

Журналисты, правда, задавали руководителю вопросы, например, связанные с голосованием по открепительным удостоверениям. Так, прошла информация, что массово голосовали подобным образом на определенных участках работники ОАО «Воронежсельмаш» и поликлиники №4 Воронежа. Во всех этих фактах Владимир Селянин обещал разобраться после получения протоколов из участковых избирательных комиссий.

– Массовое голосование по открепительным проверить проще простого, – отметил он. – Все эти документы – номерные, легко понять, кто, где и кому их выдал. Поэтому если данная информация подтвердится, то организуем серьезное разбирательство.

Однако на момент подготовки материала эта информация не была ни подтверждена, ни опровергнута…

Излишняя прозрачность

Вскрывались в ходе Единого дня голосования и иные проблемы. Так, выяснилось, что не на каждом участке имелись необходимые информационные материалы. Иногда у данных фактов были объективные причины. Например, из Центризбиркома пришли бракованные плакаты с информированием о представленных на выборах партиях.

Уполномоченная по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская отмечала: изменения в законодательстве, согласно которым желающие голосовать на дому должны известить об этом комиссию в срок до 14.00 дня голосования, привели к тому, что не все смогли реализовать свое конституционное право и отдать свой голос за понравившихся кандидата и партию. Кроме того, Татьяна Дмитриевна отметила и излишне узкую щель в избирательной урне – настолько, что бюллетень невозможно просунуть в нее никаким иным способом, кроме как полностью развернув. А это уже нарушает тайну выбора граждан.

Владимир Селянин, впрочем, парировал эту претензию.

– Если мы сделаем щель больше даже на пару миллиметров, нас уже обвинят в подготовке к вбросу бюллетеней пачками, – пояснил он.

Правда, корреспондент «Берега» полностью согласился в этом вопросе с омбудсменом.

А вот представителя миссии ОБСЕ из Кыргызстана Надежду Давкину немного покоробила сама урна.

– Уж слишком она просмат­риваемая, – пояснила Надежда Николаевна. – Я, конечно, понимаю, что вы хотите сделать выборы максимально прозрачными, но неправильно, когда через урну можно увидеть, за кого проголосовал человек, только что вбросивший бюллетень.

Кстати, оказалось, что это не единственные проблемы, связанные с несоблюдением той или иной тайны. В частности, видеокамеры, которыми были оборудованы все участки (за исключением 21, расположенного в следственном изоляторе, туберкулезном диспансере и еще ряде мест, требующих полного соблюдения секретности), имели излишне высокое разрешение, в результате чего в их объектив попадали даже паспортные данные людей. Которые при желании можно было разглядеть даже с экрана домашнего компьютера.

Виват, микрофракции!

Владимир Селянин признает: эти и иные недочеты действительно имели место в ходе кампании по выборам депутатов Госдумы. Но никоим образом не повлияли на их результаты. Результаты, в принципе, довольно средние и ожидаемые. По крайней мере, многими.

Так, по информации председателя облизбиркома, итоговая явка избирателей на выборы составила 53,35%. Но это по области. Жители Воронежа голосовали куда менее охотно, к урнам пришло чуть больше трети горожан, имеющих право голоса – 34,32%.

– Это – постоянная проблема крупных городов, – отмечает Селянин. – Посмотрите, как голосуют Москва или Санкт-Петербург, и вы поймете, что наши результаты отнюдь не самые плохие.

Вопрос лишь в том, не самые плохие для кого? Так, для партии «Единая Россия» их можно считать вполне приемлемыми. При среднероссийском показателе в 54,19% Воронежская область дала «партии власти» 58,65%. «Подкачал», правда, Воронеж – тут за ЕР отдали свои голоса всего 38,76%, но, как всегда, выручило село. А вот у КПРФ оказалась совсем иная история. Набрав в областном центре 23,55%, за счет сельских территорий партия снизила результат до 15,78%, что, однако, все равно больше среднероссийского (13,35%).

Ниже общегосударственной (13,16%) получила в Воронежской области поддержку ЛДПР (9,3%, по Воронежу – 12,14%), сопоставимыми оказались цифры по «Справедливой России» (6,78% по области при 9,44% по Воронежу и 6,21% в среднем по стране).

5-процентного порога в регионе не смогла преодолеть ни одна другая политическая организация. Впрочем, аналогичная ситуация наблюдалась и на всей территории Российской Федерации. Поэтому Государственная Дума вновь будет состоять из тех же четырех партий, что и предыдущие два созыва.

Минус три и все – лояльны

Хотя – не совсем. Благодаря тому что несколько округов в стране оказались не занятыми представителями «Единой России» (очень похоже, что по предварительной договоренности), в федеральном парламенте теперь появится целый ряд партийных фракций, состоящих из… одного депутата. И как раз одного такого народного избранника Думе подарит именно Воронежская область.

Речь идет, естественно, о выдвиженце от партии «Родина» по одномандатному округу №89 (Аннинский) Алексее Журавлеве. Набрав 44,95% голосов избирателей в борьбе с лидером местного отделения КПРФ Сергеем Рудаковым (22,21%), он стал первым потенциальным «человеком-фракцией» от Воронежской области. Почему потенциальным? Да потому что не исключено возвращение Журавлева в уже ставшую для него родной фракцию «Единая Россия», где он провел последние пять лет. Договориться по этому поводу с руководством «Родины» будет несложно: один раз, в конце концов, уже договорились – о самом выдвижении кандидата. Да и сложно не договориться, учитывая, что Журавлев – и есть руководство «Родины», то есть ее председатель. 89-й, по сути, был единственным округом, где могла произойти какая-либо борьба. На остальных ожидаемо победили представители «Единой России».

Так, по округу №87 (Воронежский) викторию праздновал «молочный король» Аркадий Пономарев (52,15%), на округе №88 (Правобережный) – владелец «галереи» собственного имени Сергей Чижов (57,41%), а на 90-м (Павловском) округе не было равных зампреду аппарата губернатора и правительства Воронежской области Андрею Маркову (62,61%).

Учитывая партийный состав победителей, возникает ощущение дежа-вю. В 2003 г., когда в стране в последний раз проходили выборы в Госдуму по смешанной системе, три округа Воронежской области также достались представителям «Единой России», а один – «Родине». Впрочем, баллотировались тогда Сергей Чижов, Александр Сысоев и Николай Ольшанский как самовыдвиженцы, и только потом они стали видными единороссами. А вот Дмитрий Рогозин шел на выборы уже в ранге сопредседателя партии «Родина». Как и сегодня – Алексей Журавлев (правда, уже в статусе единоличного руководителя).

Есть у кампании-2016 и свой явно негативный итог. По предварительным раскладам, Воронежскую область в Госдуме VII созыва будет представлять меньшее число депутатов, чем в VI созыве. До получения федеральных данных об этом можно говорить только в условном наклонении, но эксперты сходятся во мнении, что «Единая Россия» по партийному списку делегирует в Думу от региона одного-двух депутатов, КПРФ – одного (Сергея Гаврилова), возможно, еще один добавится от ЛДПР. Шансы на попадание в парламент лидера партсписка «Справедливой России» Абубакара Арсамакова весьма невелики (но теоретическая возможность все же имеется).

Исходя из этого, вместе с одномандатниками при худших раскладах Воронежскую область в Госдуме будут представлять шесть депутатов вместо сегодняшних девяти. Причем все они – персоны либо от власти, либо приближенные к власти, либо лояльные властям. Позитивный (маловероятный) сценарий предусмат­ривает сохранение прежнего числа народных избранников, но, опять же, все они будут в той или иной мере лояльны власти. Условного Олега Пахолкова среди них не будет…

Юрий БАБАЯН

Фото автора

Тем временем

В Единый день голосования в Железнодорожном районе Воронежа прошли довыборы в депутаты Воронежской областной Думы. Напомним, мандат народного избранника здесь оказался вакантен после перехода парламентария Александра Щукина на должность руководителя департамента здравоохранения Воронежской области.

Как отмечал в ходе пресс-конференций в ночь с 18 на 19 сентября председатель избирательной комиссии Воронежской области Владимир Селянин, основная борьба тут развернулась между директором филиала ПАО «Квадра» – «Воронежская генерация» Николаем Назаровым («Единая Россия») и гендиректором ООО «Центр безопасности «Афина» Александром Прошуниным (КПРФ). В некоторые моменты при подсчете голосов, пояснил Владимир Егорович, разрыв между ними колебался в пределах 1-3%.

Однако после обработки ста процентов бюллетеней преимущество Назарова стало более очевидным: он победил с результатом в 41,31%. Результат Прошунина – 27,02%. Примечательно, что здесь же свои силы пытался попробовать экс-мэр Воронежа Борис Скрынников. Но его решилось поддержать всего 7,23% жителей округа.

КСТАТИ

На одной из пресс-конференций 18 сентября Владимир Селянин продемонстрировал фото бюллетеня с проставленной за кандидата галочкой и надписью: «Селянин, покайся. Бдим». По словам председателя облизбиркома, этот документ был им обнаружен в качестве иллюстрации к выборному материалу на ленте одного из воронежских интернет-СМИ.

К появлению подобного «обращения» глава комиссии отнесся с улыбкой: заявив, что радуется пристальному вниманию бдительных граждан, Владимир Селянин заверил, что покаяться может только в проведении выборов в соответствии с законом.

Отдельным вопросом стала правильность заполнения бюллетеня. Председатель облизбиркома обратился к журналистам с просьбой оценить, имеет ли право комиссия принять этот документ. По мнению самого Владимира Егоровича, голос обязательно должен быть засчитан.

– Бюллетень заполнен в соответствии с законом: стоит только один знак в графе напротив фамилии кандидата, – пояснил глава комиссии.