Газета,
которая объединяет

Звуки «другого неба»

В столице Черноземья презентовали экспериментальный джазовый альбом
Рубрика: Культура№10 (2085) от
Автор: Сергей Кисин

Воронежским меломанам джазовый пианист из Курска Леонид Винцкевич известен прежде всего как бессменный организатор фестиваля «Джазовая провинция», ежегодно проходящего в том числе и в нашем городе. Но – не «Провинцией» единой: Леонид Винцкевич – действующий музыкант, регулярно радующий поклонников из многих городов и стран публичными выступлениями.

Яркое событие

Не так давно Леонид в очередной раз посетил столицу Черноземья. Презентовал новый альбом проекта, в котором также заняты его сын, саксофонист Николай Винцкевич, и контрабасист из Великобритании Стив Кершоу.

Организованные компанией «Арт фолио» концерт международного трио в Книжном клубе «Петровский» и творческая встреча в Воронежском музыкальном колледже по сути мало чем отличались друг от друга. В обоих случаях публика услышала вещи с прошлогоднего альбома, получившего название Under a different sky («Под другим небом»), перемежаемые комментариями создателей пластинки.

Рассказать действительно было о чем. Ведь на момент выхода релиз стал весьма ярким событием в мире джаза. Достаточно сказать, что диск выпустил авторитетный английский лейбл Slam Records, известный избирательным отношением к формированию каталога фирмы. Не удивительно, что альбом получил высокую оценку ведущих журналов и интернет-порталов по всему миру. А влиятельный английский журнал Jazz views назвал Under a different sky одним из лучших альбомов 2016 года.

Ноты из тумана

А ведь поначалу у проекта никакого привкуса триумфальности не было: Леонид Винцкевич признался, что на первой стадии работы не очень верил в успех эксперимента.

– Меня смущало то, что в нашей звуковой палитре контрабас есть, а барабанов нет, – отметил Леонид. – Подобный подход, конечно, практиковали даже классики, но как-то у них выходило «не очень». Но мы попробовали – и получилось. По стилистике то, что у нас вышло – это, скорее, современная камерная музыка. Результат взаимопроникновения культур. Ведь все влияет на все: Равеля, к примеру, не было бы, если бы не джаз двадцатых-тридцатых. А без Равеля, в свою очередь, не было бы и всего последующего джаза.

Периодически музыканты использовали действительно необычные ходы – к примеру, концерт начался с игры на контрабасе под звуки луп-машины (электронное приспособление, воспроизводящее музыкальную фразу «по кругу» заданное количество раз). Немногочисленные ноты как будто выплывали из тумана, созданного луп-семплами. Впрочем, туман довольно быстро разогнали светлые и яркие клавишные пассажи Леонида. Контрабас же в «стартовой» вещи временами проявлял характер бас-гитары, насыщая сценическое пространство характерным хлестким и глубоким звуком. А иногда рояль и контрабас рассказывали разные, но созвучные друг другу истории, не создавая суеты и нагромождения звуков.

С турецким колоритом

К началу второй вещи на сцене появился и Николай Винцкевич – трио собралось в полном составе. Саксофон сразу вышел на первый план, мгновенно изменив характер действа: перефразируя классику, скажем, что «все стало вокруг игривым и шустрым». Николай, однако, поначалу ничего экстрасложного не играл, предпочтя работу с акцентами. И такая тактика себя полностью оправдала – особенно в той самой второй вещи, представлявшей собой нестандартное рондо.

После прозвучали еще несколько авторских произведений, а также «Сарабанда» Клода Дебюсси. Правда, по заверению самих музыкантов, в их версии «Сарабанды» от Дебюсси «мало что осталось». И это ли не здорово? Канонических версий и так хватает, а вот творческая переработка – в любом случае любопытнее оригинала.

В одной из вещей Николай сыграл на флейте с несколько необычным, заметно «медным» звуком, придав звуковому полотну новую краску. Хотя красок хватало и без того: могло ли получиться иначе, когда, по признанию авторов, «два человека из России и один из Англии» играют французскую музыку? Заметим – не только французскую. Прозвучавшее в середине программы произведение Стива Кершоу отличилось явным турецким колоритом. Да и вообще использование контрабаса в качестве перкуссии насытило вещь жгучим восточным ароматом. А уж когда в процессе поучаствовал смычок – стало совсем-совсем загадочно.

Народ воспринимал творчество гастролеров с неподдельным интересом. «Музыканты такого уровня разочаровать не способны», – оптимистично заключил по окончании концерта ценитель джазовых изысков Михаил Шведов, приехавший в Воронеж по случаю аж из Екатеринбурга…

Справка

Леонид Винцкевич – заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России. С 1996 года – бессменный арт-директор передвижного международного фестиваля «Джазовая провинция». Виртуозный пианист и композитор, чья музыка пронизана русским фольклором и европейскими традициями. Его изобретательность, мощная игра и эмоциональность получили высокую оценку ведущего джазового журнала Down Beat: «прекрасный, не замкнутый в себе русский авангард…»

Николай Винцкевич – один из наиболее ярких представителей нового поколения джазменов. Выпускник РАМ имени Гнесиных. Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз’Ухо-98» в номинации «Музыкант, заслуживающий более широкого признания».

Стив Кершоу – выпускник музыкального института в Лос-Анджелесе. Выступает с известными музыкантами: от Эвана Паркера до Джейми Калума, от кубинских ансамблей до Джорджа Хаслама. Преподаватель по классу контрабаса и бас-гитары. Участник англо-скандинавского трио Stekpanna, созданного в Голливуде в 1995 году.