Газета,
которая объединяет

Мирные воины

Портреты командиров Воронежского добровольческого полка
Рубрика: Судьбы№13 (2088) от
Автор: Владимир Размустов

(Окончание. Начало в №5)


Николай Петрович Латышев

С июля 1943 года гвардии подполковник Латышев – командир 985-го стрелкового полка 226-й стрелковой дивизии, которая за отличие в боях по освобождению Украины получила название Глуховско-Киевской.

Необычно даже для того времени – из политработников в строевые командиры. Теперь комполка Латышев ведет бойцов в наступление по местам первых тяжелых боев добровольцев-воронежцев 1941 года, в Сумской области Украины. А дальше – на запад. С полком прошел с боями до Чехословакии.

В конце войны Латышев в качестве военного коменданта налаживает мирную жизнь в освобожденных городах Европы.

Был комендантом города Михальовцев Словакии, затем города Оломоуц в Чехии. Награжден командованием орденом Отечественной войны 1-й степени, в наградном листе отмечено: «Будучи назначен военным комендантом Оломоуц, подполковник Латышев вошел в город в боевых порядках боевых частей». Навел военный порядок в прифронтовом городе, очистил его от «вражеских элементов», сумел организовать охрану трофейных ценностей и городского имущества, обеспечивал потребности продвигающихся частей. А главное, «наладил нормальную жизнь на освобожденной территории».

Николай Петрович твердой рукой свел к минимуму период «безвременья», когда и активизируются «лихие элементы» разного рода. Только по банкам освобожденного города удалось уберечь несколько пудов золота, серебра и «бумажной валюты».

Воронежец Латышев стал почетным гражданином города Оломоуц, одного из красивейших из сохранившихся старинных городов Европы, называемого в туристических книжках «второй Прагой».
Организатор послевоенного восстановления ВГУ, ректор с 1945 по 1953 годы.

Моя мама, в первые послевоенные годы студентка историко-филологического факультета ВГУ, рассказывает, что весь университет помещался тогда в «красном здании» на проспекте Революции. Физики на первом этаже, историки и филологи – на последнем. Ректорат в этом же здании. Химикам восстанавливали разрушенный корпус на Фр.Энгельса, сейчас там общежитие.

После лекций студенты и преподаватели разбирали завалы разрушенного города – университетские расчистили заваленный обломками зданий отрезок проспекта Революции, где потом появился сквер Помяловского с фонтаном и красивый спуск.

Мама запомнила, что Латышев ходил постоянно в военной гимнастерке, так же как и студенты-фронтовики. Был прост в общении и открыт, в любое время можно было обратиться к нему с вопросом или проблемой.

Николай Петрович затем преподавал в педагогическом и лесотехническом институтах. Ушел из жизни в 1976, похоронен на Коминтерновском кладбище.

Несколько лет назад могилы начальника штаба полка Александра Тимофеевича Худякова и комиссара Николая Петровича Латышева были отремонтированы управой Коминтерновского района. И теперь в дни образования Воронежского добровольческого полка там ежегодно проводятся акции памяти с возложением цветов.

Александр Тимофеевич Худяков

В Первомайском сквере есть памятный знак, и одна из надписей там гласит: «Командование добровольческого полка. Командир – полковник Вайцеховский М.Е. Погиб 22 февраля 1942 года. Начальник штаба – капитан Худяков А.Т.
С февраля 1942 года – командир полка. Комиссар – батальонный комиссар Латышев Н.П.».

Про погибшего Вайцеховского известно больше – есть улица его имени, могила на военном мемориале в центре города (парк «Орленок»). Региональные СМИ публиковали материалы о нем и его потомках – знаменитом в СССР тренере по плаванию сыне Сергее, олимпийской чемпионке по прыжкам в воду и журналистке внучке Елене, предпринимателе внуке Михаиле.

Личности Худякова и Латышева не менее уникальны. Но, например, статьи о Худякове нет почему-то ни в двухтомнике Воронежской энциклопедии, ни в Воронежской военно-исторической энциклопедии, вышедших в постсоветский период.
В год 75-летия формирования Воронежского добровольческого часть потомков бойцов полка занялись восстановлением памяти легендарного воинского соединения. Ведь до сих пор нет полного списка первых воронежцев-добровольцев (пополнений из Воронежа было несколько). Воспоминания выживших публиковались в сборниках 1960-70-х годов прошлого века, обобщающих исторических публикаций не было и нет.

Сейчас энтузиазмом Светланы Подласкиной создан сайт (ее дед Николай Сергеевич Подласкин прошел всю войну в составе Воронежского добровольческого полка), есть группа ВКонтакте. Там накап­ливается уникальная информация: военные документы, фотографии, воспоминания.

Александр Тимофеевич Худяков родился Борисоглебске в 1897 году. В биографии вое­начальника много загадок, на мой взгляд. Скупы сведения о детстве, юности и его участии в «империалистической» (Первой мировой).
Получил хорошее образование – окончил гимназию, работал на телеграфе. В Первую мировую войну был прапорщиком.

Воевал наверняка храбро – всего Худяков прошел четыре войны и четырнадцать раз (!) был ранен. В Первую мировую ему клинком чуть было не задело сердце, в гражданскую – ранен девять раз и однажды пуля угодила в переносицу.
С 1918 года бывший прапорщик Худяков – в Красной Армии. Тогда пересекались военные пути Худякова и Вайцеховского, но лично знакомы они не были. Одним приказом Реввоенсовета Республики в октябре 1923 года награждены орденами Красного Знамени за бои на Кавказе. Командир 294-го стрелкового полка А.Т. Худяков за отличие в боях «у города Кутаиси и Картасхарти 5 и 6 марта». В конце этого же года Худяков сформировал 4-й Азербайджанский полк, но заболел тропической малярией, и командиром этого полка был назначен Вайцеховский.

Про межвоенный период также мало информации. Худяков возвращается на родину – председатель Борисоглебского горсовета Осоавиахима, затем начальник отдела боевого обучения облсовета Осоавиахима.
К началу Великой Отечественной такие храбрые и талантливые военные с опытом вновь оказались востребованы. Худяков – командир 493-го отдельного батальона Западного фронта, а вскоре был назначен начальником штаба Воронежского добровольческого коммунистического полка.

Первые бои Воронежского полка в сентябре 1941 года в Сумской области Украины были тяжелыми, с большими потерями. Как вспоминал бывший главный бухгалтер ВГУ П.Ф. Извеков (университет многих преподавателей, сотрудников и студентов направил в полк): «Оборонялись что было сил. Днем держим рубеж, к вечеру получаем приказ отойти на новый, километров на десять к востоку. Двое-трое суток сражаемся на новом месте – и опять отход. Гитлеровцы с автоматами, мы с винтовками, у них самолеты, у нас самолетов не хватало, техники тоже было маловато».

В первом же бою под Сакунихой в критической ситуации «начальник штаба полка капитан Худяков вместе с комиссаром полка Латышевым создали из спецподразделений полка боевую группу, которую повел в наступление капитан Худяков». Около 16 часов шел неравный бой с противником, превосходящим воронежцев во много раз в живой силе и технике.

Первую награду в годы Великой Отечественной вой­ны, орден Красной Звезды, получил в январе 1942 года. Затем был награжден орденом Красного Знамени, орденом Суворова, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда».
После гибели Вайцеховского в феврале 1942 года назначается командиром 4-го гвардейского (Воронежского) стрелкового полка. И именно Худяков ведет воронежцев-добровольцев в боях вплоть до Венгрии в 1945.

Однополчанин М.С. Точилин (в 1960-х годах проректор ВГУ по научной работе) вспоминал ­эпизод, когда в марте 1942 года полк одним из первых форсирует реку Северный Донец под Харьковом. С большими потерями, без пополнения ведет бои. Стало известно, что враг готовится крупными силами ночью начать атаку на позиции воронежцев.

Командир полка послал на передовую всех, кто может держать оружие. «Из землянки вышел майор Худяков и комиссар Латышев. Оба они были вооружены автоматами. Александр Тимофеевич сказал собравшимся:

– Мало нас, товарищи, но и это – сила. Наша задача любой ценой остановить врага, удержать рубеж. Уверен, что воронежцы с честью выполнят эту задачу... Командир полка сам повел группу на передний край».

4-й гвардейский (Воронежский) полк участвовал в Воронежском сражении. В начале июня 1942 года, когда немцы находились на подступах к Воронежу, 1-й гвардейской дивизии Руссиянова было приказано вместе с другими соединениями Брянского фронта ударить во фланг вражеской группировки, прорвавшейся к Дону. Наши войска вводились в бой спешно. После изнурительного 60-километрового марша полк 8 июля 1942 года вступил в бой в направлении деревни Борки, затем Васильевки, Набатово (сейчас Тербунский район Липецкой области). Шесть дней шли непрерывные наступательные бои, несмотря на преимущество противника в танках и авиации, затем дивизия перешла к обороне, выполнив частичную задачу командования – отвлекая на себя силы противника, ослабить натиск на Воронеж.

В октябре дивизия была выведена в Саратовскую область и преобразована в 1-й гвардейский механизированный корпус под командованием того же генерала Ивана Руссиянова. Воронежский полк составил костяк 2-й гвардейской мехбригады, командиром которой и стал гвардии майор, затем гвардии полковник А.И.Худяков.

На памятном знаке в Первомайском саду схематически обозначен боевой путь воронежцев-добровольцев. И после Тербунов «...Сталинград – Донбасс – Харьков – Будапешт – Вена» – это, собственно, путь гвардейской мехбригады под командованием Худякова в составе 1-го гвардейского мехкорпуса.

Конец войны оказался для воронежцев не менее драматическим. Сам Гитлер приказывал сохранить Венгрию любой ценой. Венгерское население, по воспоминаниям вернувшихся домой воронежцев-первогвардейцев, вело себя враждебно – стреляли в спину, спешили сообщить немцам о расположении наших войск.

«Мясорубка» в районе озера Балатон и города Секешфехервар, который переходил из рук в руки – одно из жестоких сражений всей войны. В январе-феврале 1945 мехкорпус Руссиянова стоял намертво, отражая яростные контратаки элитных танковых соединений СС. 18 марта 1945 года «воронежская» мехбригада Худякова перешла в наступ­ление, прорвав долговременную оборону противника, в двухдневных боях продвинулась вперед на 15 км.

И снова Худяков сам вел в атаку бойцов. «Представьте себе: снег, открытое поле, усеянное людьми. Фашисты осыпают его шрапнелью. И вдруг им навстречу мчится бронетранспортер, на нем стоит наш комбриг Худяков с развернутым знаменем в руке. В самую лавину въехал Александр Тимофеевич, сбросил белую куртку, февральское солнце заиграло на его орденах», – вспоминал дирижер полкового оркестра Н.Г.Диденко.

В этих боях Худяков тяжело ранен. До этого шутил с боевыми друзьями, что с тринадцатью ранениями точно живым дойдет до конца войны.

Снайпер попал Худякову в висок навылет в траншее мотострелкового батальона, когда он обсуждал с командирами детали дальнейшего продвижения вперед. Срочно самолетом был доставлен в Москву. Жизнь спас знаменитый хирург академик Н.Н. Бурденко – четыре операции.

На фронт Александр Тимофеевич уже не вернулся. Жил в Воронеже, возглавил совет ветеранов Воронежского добровольческого. Александр Тимофеевич умер в 1969, похоронен на Коминтерновском кладбище.