Газета,
которая объединяет

И несговорчиво поет

Галерея «Х.Л.А.М.» знакомит с творчеством воронежского странника
Рубрика: Культура№13 (2088) от
Автор: Оксана Мишина

Название выставки, развернутой в эти дни в галерее современного искусства «Х.Л.А.М.» – «Орфей причаливает в ад» – по «имени» одного из произведений. В экспозиции – художества человека, которого воронежская культурная общественность больше знает как поэта. Причем – поэта странствующего; у Валерия Исаянца – а речь именно о нем – ни кола ни двора в прямом толковании этого фразеологизма.

Мудрый лепет

«Х.Л.А.М.» же представляет Исаянца-художника. Впрочем, «картинки» (авторское определение, которое в ходу как минимум пару десятилетий) Валерия не просто сродни его поэзии – они поэзия и есть. Только не в слове, а в линии и краске.

Такой вывод позволяет сделать даже беглый анализ творчества этого загадочного человека, абсолютно свободного от надобности «соответствовать». Ни намека на следование правилам, ни малейшей, хотя бы ради приличия, оглядки на каноны. Образы, метафоры, фигуры речи Исаянца, а главное – лирическая, алогичная с позиций рацио логика его произведений одинаково органично живет что в стихе, что в «картинке».

Живопись это или графика – ответить не возьмусь. С одной стороны, работы Валерия – рисованные (в основном фломастерами). С другой – разве они не живописны, раскрашенные ярко и сочно?..

О сюжетах много говорить смысла нет. Исаянц рисует невидимый простому смертному мир, населенный странными существами: то ли звери, превратившиеся в людей, то ли наоборот. Фантасмагория, но – довольно просто объясняемая; Исаянц снабжает свои художества комментариями. Совершенно, замечу, прелестными; такой полудетский лепет, мудрый в своем наиве.

Вот, к примеру, «объяснительная» к иллюстрации стихотворения Осипа Мандельштама «Раковина». «Стихотворение сильное, это стихотворение любили целые поколения. «Раковина», о раковине… «Наверно я тебе не нужен, ночь; из пучины мировой, как раковина без жемчужин, я выброшен на берег твой. Ты равнодушно волны пенишь и несговорчиво поешь, но ты полюбишь, ты оценишь ненужной раковины ложь» и так далее. Вот это я и выразил. Здесь изображен Мандельштам в виде человека, который держит раковину, из которой можно достать жемчужину. Он добыл раковину с жемчужиной и несет ее нам, человечеству».

По долинам и по взгорьям

Мандельштам тут неслучаен: родственность его поэтики исаянцевской очевидна. Эрудиции, знаний, базиса для того, чтобы творить высокую поэзию, у воронежского автора тоже хватает. «Пункты» его биографии объясняют это обстоятельство сполна.

Валерий Иванович Исаянц родился в Воронеже 1 января 1945 года. Окончил суворовское училище, филологический факультет ВГУ. Работал учителем в Приамурье, куда уехал по распределению, по возвращении в родной город трудился в областной юношеской библиотеке.

Комфортабельную квартиру в столице Черноземья Исаянц продал в 1980 году, после смерти матери Анны Петровны. Будучи стесненным в средствах, перебрался в жилье поплоше, которое вскоре также потерял и, спустя непродолжительное время, превратился в странника – где-то с середины девяностых. Живет в пригородных лесах, полях, на городских окраинных пустырях. Ест и носит – что найдет. Если посчастливится – что подарят…

Первая книга стихов с предисловием Арсения Тарковского – «Облики» – вышла в Ереване в 1978 году, после чего поэзия Валерия Исаянца не публиковалась в течение тридцати с лишним лет. И лишь в 2013-м в столичном издательстве «Водолей» благодаря стараниям воронежских почитателей появилась книга «Пейзажи инобытия». Стихи, туда вошедшие, собирались буквально по крупицам; написанные на случайных клочках бумаг, газет, картонок и т.п., уцелели они каким-то чудом. Большая же часть созданного Исаянцем утеряна, и кто б удивлялся…