Газета,
которая объединяет

Последнюю рубашку – фанатам!

В Воронеже выступили легендарные «Чиж и компания»
Рубрика: Культура№19 (2094) от
Автор: Сергей Попов

Феномен Сергея Чигракова и его группы еще только предстоит раскрыть всевозможным музыкальным аналитикам. Пожалуй, в истории российского рока случай беспрецедентный: коллектив, самый свежий альбом которого датируется 2001 годом, все последующие годы «молчания» продолжает собирать огромную аудиторию на выступлениях. Так случилось и в этот раз, когда несколько дней назад команда отыграла концерт на сцене главного концертного зала Event-Hall Сити-парка «Град».

Зачем строить рожи?

Концерты «Чижа» – это как поход в гости к старому другу: давно знакомые детали, отсутствие ощущения времени и бесконечная теплота. Прибавьте к этому изумительный звук суперсовременной концертной площадки (к слову, в «Полтиннике» несколько лет назад звук показался омерзительным) – и атмосфера почувствуется совсем явственно.

Конечно, музыканты включили в программу почти все «грейтест хитс». Конечно, Сергей на сцене был традиционно немногословен. Конечно, на бис звучала известная всем и каждому песня о непроходящей юности… Никаких новшеств! Но не за ними пришли полторы тысячи слушателей. Они хотели хорошей живой музыки – и сполна получили свое.

А после выступления Сергей Чиграков ответил на вопросы журналистов.

– На ваших концертах, Сергей, всегда царит особенная, расслабленная атмосфера. Вы ее специально культивируете или так выходит само собой?

– А зачем напрягаться, строить рожи, принимать героические позы? Мы просто получаем кайф. Если этот кайф передается залу – вообще здорово.

– Не так давно «Наше радио» вручило вам награду в рамках национальной рок-премии «Чартова дюжина». Вы стали лауреатом в номинации «Легенда». Как себя ощущаете в статусе легенды? Испытывали волнение, принимая награду?

– Да никак не ощущаю. Какое волнение, вы что, смеетесь? Приятно, конечно, что дали такую фигню – золотую пластинку. Но тем самым «Наше радио» вынуждает меня пойти в магазин и прикупить еще несколько золотых дисков – из дискографии The Beatles, например. Так, чтобы повесить все это добро на стену и где-то между «битлами» затесать мою пластинку. Чтобы никто внимания не обращал.

– Как это – не обращал внимания? Разве награды в вашем доме хранятся не на видном месте?

– Они стоят высоко-высоко, где вытяжка. На кухне. Их не видно. Своих заслуг я не стесняюсь, но и не выпячиваю.

– Можно же на домашних застольях тосты за каждую награду поднимать…

– Тосты надо поднимать за женщин, за детей. За то, чтобы не было похмелья. Что мы, тостов не найдем, что ли?

Новый красивый участник

– Как вам выступается с дочкой? Вы ее частенько берете на концерты…

– И сейчас взяли бы, если бы она не заболела. Теперь просидит дома до конца месяца. Ничего удивительного – организм молодой, к постоянной разъездной концертной работе не подготовленный. Это мы, старперы, мотаемся уж сколько лет…

– Ее участие в группе начиналось как эксперимент?

– Да. Но со временем Даша стала полноценной бэк-вокалисткой. Она уже больше полугода – полноправный участник группы.

– Оберегаете ее от рок-н-ролльного образа жизни?

– Вы про секс и наркотики? Конечно, оберегаю. Ничего такого на гастролях.

– Не завидуете ее молодости и красоте?

– Нет! Вот почему-то нет! Я ж пацан. Когда это пацан девчонкам завидовал? Да никогда!

– Даша – очень красивая девушка.

– Спасибо, я ей передам.

– Почему она с такими данными не выбрала модельную или актерскую карьеру?

– Я откуда знаю? На нее никто не давил, ни в какую сторону не склонял. Хотела бы быть моделью – пошла бы в модели. Фотографом – пожалуйста! Да кем угодно. Работай! Но она с детства занималась музыкой – может, поэтому все и получилось так, как есть.

– А себя помните в ее возрасте? Каким вы были?

– Да таким же, как сейчас. Только меньше знал и, наверное, был менее циничным. А-а-а, живота еще не было. И седых волос.

Битломан битломана видит издалека

– Вы говорили, что хотя новый альбом уже много лет не выходит, новинки исправно играются на репетициях. Какая сейчас ситуация с ними?

– Все в состоянии разработки. Само собой, рано или поздно новинки нужно будет показывать людям. А пока – непонятно: если что-то из этого слепится – хорошо. Если нет, значит, песни – дерьмо.

– А как часто группа репетирует?

– Последний раз мы репетировали два с половиной года назад, когда в команду пришел Вовка Назимов (барабанщик, сменивший на этом посту легендарного Игоря Доценко – прим. авт.).

– То есть, по сути, у вас репетиции – это одновременно и концерты?

– Нет! Концерты – всегда поиски неких новых идей. А репетиции – это саунд-чеки. На них мы и готовимся к публичным выступлениям. А так, чтобы специально собираться… Последний раз мы вместе встречались вне концерта тогда, когда записывали вещь на трибьют-альбом «Калинову Мосту». Месяца три-четыре назад. Пришли в студию, часа за два записали песню – и ушли.

– В феврале вы должны были выступить на юбилее Вячеслава Малежика. Но не смогли приехать. А что связывает вас, рокера, с поп-артистом?

– А я не делю исполнителей на «рок» и «поп». Есть музыканты, и есть немузыканты. Слава как раз относится к первой категории – он Музыкант с большой буквы. Мы с ним познакомились лет двенадцать назад. Малежик ведь, плюс ко всему, заядлый битломан! Он может подхватить любую песню Beatles, с любого такта, и тут же спеть-сыграть каждую партию. Так же, как и я. Это одна из причин, по которым мы стали хорошими знакомыми.

– Вы у него чему-то научились?

– Да, но это узкопрофессиональные моменты, вряд ли они будут вам интересны.

Без фетишизма

– Музыкант Олег Гаркуша, организатор одного из благотворительных аукционов, выставил на торги вашу гитару с автографом. Не жалко инструмент?

– Ну, я другу помогаю. У меня постоянно что-то просят для таких акций, а дать уже и нечего. Рубашки все раздал, не в чем на сцену выходить. Ремни просят, а я их не ношу. «Дайте куртку» – ну а я в чем осенью выйду? «А гитару?» – ага, щас!

– Тем не менее, ваша гитара выставлена по стартовой цене в 60 тыс. руб. А если бы у вас была возможность купить инструмент кумира – сколько было бы не жалко отдать?

– К счастью, меня такие мысли не посещают. Ну, купил бы – и чего дальше? Это она у него в руках звучала, а у меня может и не прозвучать. А на стеночку повесить – я не фетишист.

– Группа «ДДТ» не так давно представила публике новую программу «История звука». Вы ходили на концерт?

– Нет. И не пойду. Когда хожу на концерты к коллегам – ужасно переживаю. Волнуюсь, наверное, больше, чем они. Сердце колотится бешено. Так и думаю: «Ой, сейчас со звуком что-нибудь случится, какой-нибудь комбик вылетит». Седые волосы потом появляются. И в Интернете не смотрю – мне друзья все рассказывают… Я по той же причине и в театр почти не хожу – очень переживаю за актеров.