Газета,
которая объединяет

Творить по наитию

Воронежский центр современного искусства превратился в пещеру со сталактитами
Рубрика: Культура№20 (2095) от
Автор: Ирина Лазарева

В Воронежском центре современного искусства продолжает работу выставка «Пряд/тки» воронежской художницы Евгении Ножкиной. Посмотреть на работы, вошедшие в инсталляцию, можно до 24 марта.

Красота повсюду

Большое овальное полотно из кусочков старых тканей и с огромной дырой в центре приковывает внимание зрителя прямо на входе. В этом гобелене представлено, пожалуй, все многообразие цветов, но если смотреть под определенным углом, может показаться, что смотришь в глубокий океан, где дыра – его бездонье, или – серую стену сырой забытой пещеры с проблеском нетронутого влагой камня.

– Я сравниваю свои работы со сталактитами – это очень интересное природное явление. 170 лет назад их находили только в пещерах, но на самом деле они встречаются и на коммуникациях, построенных людьми. В основном под мостами или в канализационных трубах, на закрытых ветках метро. Их форма и цвет зависит от действий человека. Если рядом располагаются металлургические предприятия, то сталактиты будут иметь красноватый оттенок, – рассказала Евгения Ножкина.

Любопытно, но в своем искусстве художница выступала больше как проводник или зритель (так утверждает она сама – прим. авт.), думая – а что же получится в результате?

– Я не разрабатывала ткань, не наносила рисунок – выбирала то, чем люди массово пользовались. Даже по какому-то маленькому кусочку можно узнать, что это было – маленькое черное платье и большое ситцевое. Я не меняю размеры тканей, использую ровно столько, сколько есть, – объяснила Евгения. – Я слушаюсь материал, он мне подсказывает и помогает.

Расскажет о каждом

По работам Ножкиной можно узнать, что носили люди, что им нравилось или что пылилось в их сундуках на дачах. Примечательно, но старые ткани, лоскуты или даже целые выброшенные вещи художница нередко берет в ателье. По ее словам, из лоскутков, принадлежащих конкретному человеку, собирается большая картинка, способная отразить дух времени.

Кстати, за гобеленом с дырой от зрителей спряталась комната, которая, как оказалось, хранит личную историю самой художницы.
– Нити, которые здесь переплетаются, могут поведать мою биографию. Я использовала материалы, которые остались от старых работ, бисер, который мне еще в юности купили родители после посещения выставки декоративно-прикладного искусства и т.д., – рассказала Евгения. – Я, когда готовила эту комнату, действовала по наитию. Но позже поняла, что эта инсталляция рассказывает обо мне – о детстве, учебе в институте, о людях, с которыми свела и развела судьба.

Также экспонатом выставки стала гора подушек, выполненных в разных формах, с «хвостами». Все они могут быть, по мнению художницы, необычным подарком на какой-либо праздник. К тому же практическое применение можно найти и гобеленам, представленным в ВЦСИ – украшение стен, стульев или просто домового пространства.

– Я не любитель современного творчества, потому что часто его не понимаю. Все эти разговоры о том, что художника ведет материал, для меня странны. Но если это красиво и гармонично, визуально нравится мне, никакой скрытой идеи искать не надо. Я куплю изделие и повешу на стену, – поделилась впечатлениями посетительница выставки Ольга Манукова. – Такие работы у Евгении есть.