Покоряя творческие горизонты
В Выставочном зале Союза художников открылась выставка декоративно-прикладного искусства отделения городской Детской школы искусств №13. Ее ученики являются постоянными призерами международных, всероссийских, региональных и городских конкурсов и фестивалей.
О том, как покорять творческие горизонты вместе с детьми, рассказала народный мастер, главный штатный специалист учреждения Людмила Дыханова.
– Людмила Павловна, расскажите, пожалуйста, о работах, которые здесь представлены, и особенностях обучения детей разного возраста.
– Здесь выставлены изделия учеников 5-7 классов, выполненные в разных техниках и изготовленные в последние два года. Хочу сказать, что наши ребята замечательные, они с удовольствием ходят на занятия. Мы вместе с ними придумываем образы для будущих кукол или керамических изделий, создаем костюмы Воронежской губернии и разных уездов. Но отмечу, что творческие занятия с самыми маленькими мы проводим в форме сказок, чтобы заинтересовать их. С детьми постарше – работаем в более жестком режиме. По итогам они даже пишут выпускную работу.
– В Воронежской области очень много мастеров, которые занимаются творчеством. Но большая часть из них, как правило, останавливается на чем-то конкретном. Как думаете, это дает им преимущество стать профессионалами в декоративно-прикладной сфере?
– Конечно. Чем больше времени делаешь что-то, тем лучше это получается. Вопрос в другом: не скучно ли это? Мне – да, поэтому я работаю в разных направлениях. Детям на первых этапах обучения стараюсь дать максимум знаний – по декупажу, квиллингу, винтажным направлениям и т.д. Может, им это и не пригодится, они выберут то, что им интересно. Но дети, зная обо всем этом, смогут любую беседу об искусстве поддержать.
– Но мастера-самоучки нередко тоже организуют мастер-классы. И у них нет профильного образования. Нужно ли оно?
– Как без рисунка, композиции? Это обязательные азы. Да и навыки в учебной деятельности должны быть, ведь преподаватель – это еще и психолог. Нужно уметь найти подход к каждому конкретному ребенку. Одному, чтобы он хорошо занимался, нужен кнут, другому – пряник. Как это понять без специального образования? Да и просто научить шить или лепить – мало, надо знать историю предмета.
– Оцените общий творческий и культурный уровень Воронежской области.
– На мой взгляд, уровень развития нашей культуры растет. Если раньше, чтобы организовать простую выставку, надо было пробираться, что называется, через тернии к звездам, то теперь ситуация изменилась. Выставочные площадки свободно предоставляют места, администрация поддерживает – все понимают, что развивать культурный и творческий потенциал региона необходимо. Кстати, на Олимпиаде в Сочи наша область была представлена лучше всех – и куклы в традиционном костюме, и керамические изделия, валяные тапочки, выступали «Воронежские девчата». Такое многообразие есть далеко не у всех, а нам есть чем похвастаться.
– В этом году вашей школе искусств выделили новое свободное помещение. Планируете ли открывать новые направления, реализовывать интересные проекты?
– Конечно! Во-первых, ребята, которые научились шить костюмы для кукол, могут учиться шить их для себя. Во-вторых, в мечтах открыть театр и музей кукол. В музее можно выставить «представительниц» разных уездов, регионов и даже стран. Интересно же сравнить кукол друг с другом, понять, какие у них особенности.