Газета,
которая объединяет

Бах с оттенком рока

Московский композитор Антон Батагов рассказал в Воронеже о том, почему стоит играть по нотам
Рубрика: Культура№41 (2116) от
Автор: Сергей Кисин

Музыкальные мероприятия Международного Платоновского фестиваля искусств всегда как минимум любопытны. Выступление же столичного фортепианного дуэта Антона Батагова и Полины Осетинской, состоявшееся несколько дней назад в филармонии, явилось, пожалуй, одним из наиболее знаковых событий музыкальной программы. Перед концертом Антон Батагов провел творческую встречу в Воронежском государственном институте искусств.

Рок жив!

Антон Батагов – фигура уникальная: он не просто культовый пианист и композитор-новатор, но человек, чья активная деятельность, как утверждает Википедия, «принципиально повлияла на расширение эстетических горизонтов музыкального сообщества, на смысл музыкальной практики в России, на качественное изменение взглядов публики». Первый же альбом Батагова, тройник «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», стал сенсацией.

Новая двойная пластинка, «Бах», – это два с лишним часа музыки великого немецкого композитора. Вот только Антон Батагов, по его словам, никакой не академист. «Баха я играл с учетом того, что в мире уже есть джаз, авангард, минимализм», – заметил на встрече Антон Александрович. Да и вообще деление на жанры, по мнению маэстро, – явный архаизм. Есть, мол, масса прекрасной музыки, в которой при желании можно обнаружить элементы и джаза, и рока, и всего на свете.

Продолжая говорить о жанрах, Батагов уточнил, что всевозможным музыкальным языкам учился заочно, дотошно вникая в разностилевую музыку.

– Я слушал много рока, – рассказал музыкант. – Особенно того направления, которое называют «progressive rock». И считаю, что этот язык как минимум не менее важен, чем язык академической музыки. У того, что я делаю, есть, помимо прочего, и «роковые» корни.

Роскошь с местным колоритом

Отвечая на вопрос о роли импровизации, маэстро заметил: умение импровизировать во времена Баха считалось абсолютно естественным навыком. Тогда вообще музыкантов особо не разделяли на композиторов и исполнителей, это «каприз» XX века.

– К примеру, Рахманинова современники толком и не считали композитором, – напомнил Антон Александрович. – Его называли гениальным пианистом и хорошим дирижером, который вдобавок пишет нечто старомодное.

Переходя к более приземленным вещам, Антон Батагов сообщил, что в Воронеже оказался впервые. И первым заочным впечатлением о нашем городе стал… логотип «Платоновского фестиваля». Лого композитор нашел «рос­кошным».

– Я всю жизнь работаю с дизайнерами и знаю, насколько сложно сделать хороший логотип, – отметил композитор. – Казалось бы, все просто: речь идет о сочетании нескольких линий. Но ведь эти линии должны работать и на стиль, и на узнаваемость бренда!

Публика, однако, вопреки обыкновению, продолжила задавать вопросы именно о музыке. Слушателей интересовало отношение музыканта к игре по нотам: лучше с ними или без них?

– Если бы тому же Баху сказали, что его кто-то будет играть без нот – он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, – улыбнулся маэстро. – Композитор написал музыку – изволь играть ее по нотам. Здесь можно провести аналогию с монахами: они неплохо знают произносимые тексты, но читать наизусть им запрещено – это гордыня.

В чем в чем, а в гордыне Антона Батагова упрекнуть повода не нашлось – встречу отработал он с полной отдачей. Представил видеофрагмент («трейлер», по его выражению) рок-кантаты собственного сочинения, исполнил вживую Баха, доброжелательно пообщался с поклонниками. Вечером того же дня Батагов удивил воронежцев, дав концерт в практически полностью темном зале – такова оказалась воля мастера.