Газета,
которая объединяет

Взять высоту

Как люди на инвалидной коляске «покоряют» Воронеж
Рубрика: Социум№41 (2116) от
Автор: Ольга Бренер

Воронеж начал открываться новыми возможностями для людей на инвалидной коляске. «Берег» уже писал о первых инклюзивных турмаршрутах, о доступности для людей с инвалидностью музея им.Крамского, театров, океанариума, гостиниц, ряда ресторанов и кафе.

Но насколько доступен наш город человеку на коляске в его повседневной жизни? Какие препятствия он вынужден преодолевать, направляясь в магазин за молоком, в аптеку за лекарством, к нотариусу для оформления завещания? Корреспонденты «Берега» протестировали городскую среду вместе с инвалидами-колясочниками. И побывали в гостях у автора уникального изобретения – «шагающего» транспортного средства, на котором можно одолеть лестницы и бордюры.

«Вера» у порога

В редакцию позвонил Виктор Фролов, председатель городской общественной организации инвалидов «Вера». Вот уже 21 год Виктор Митрофанович прикован к четырем стенам, но продолжает защищать права таких же людей с очень ограниченными возможностями. Он рассказал нам о человеке, который нашел уникальный код покорения инвалидами любых городских и сельских пространств. Этот человек – воронежский конструктор и предприниматель Валерий Шишков. А его изобретение – универсальная и уникальная «шагающая» коляска, которая открывает инвалиду доступ в любые места. Оказавшись перед бордюром, порогом или лестничным маршем, человек на коляске переключает рычаги ручным или электрическим приводом – колеса поднимаются, и в ход вступают специальные «шагающие» лыжи.

– Такая коляска для нас – полная свобода передвижения, – говорит Виктор Митрофанович. – По всем этажам, улицам, по подземным-наземным переходам, по лесу и по песку. Она преодолеет все! Валерий Шишков впервые продемонстрировал ее на Промышленном форуме в 2010 году. Региональная власть тогда очень заинтересовалась изобретением, было заявлено о необходимости наладить в Воронеже серийное производство. Я тоже начал писать во все инстанции, даже президенту, однако дело до сих пор так и не сдвинулось с места.

А пока некоторые воронежские инвалиды вынуждены прибегать к своим экстремальным «изобретениям» в передвижении. Фролов рассказал, как один его друг без ног – ветеран труда, бывший сотрудник завода «Электросигнал» – много лет отправлял вниз по лестнице налегке свою коляску, потом вслед за ней на руках спускался сам и ждал, пока кто-нибудь поможет в нее пересесть уже на ровной местности. И так каждый день, пока родное предприятие не оборудовало в его подъезде пандус. Или – Дмитрий Бибиков, который придумал способ спускаться на коляске со своего балкона по канатам, потому что никто из соседей-стариков в пятиэтажке на Домостроителей не в состоянии помочь ему одолеть лестничные марши.

Шаг вперед – два назад. На коляске

Судьбу шагающей коляски корреспонденты «Берега» решили выяснить, побывав в гостях у ее автора – руководителя НПО «Орт», старейшего воронежского конструктора Валерия Михайловича Шишкова.

– Все началось еще в 1991 году, когда знакомые ребята из одного кооператива привезли рижскую инвалидную коляску, попросили меня сделать по ней чертежи и наладить в Воронеже новое производство. Я сходил в наш дом инвалидов, поговорил с людьми и понял, что для наших условий такая коляска не годится. Вот тогда и появилась у меня идея создать принципиально новое средство передвижения для инвалидов, с шагающим механизмом. Пробный экземпляр изготовили у меня дома. В финансировании проектных работ тогда нам помог только открывшийся детский центр реабилитации «Парус надежды». 30 декабря 1991 года наша коляска уже шагала по лестницам «Паруса».

Ею заинтересовались в Москве. Мы продемонстрировали коляску чиновникам Минсоцразвития. В результате в 92-м году на дальнейшие разработки и опытное производство было выделено 25 млн руб. – серьезная сумма по тем временам. Предполагалось, что будет сделано несколько колясок, их отдадут в тестовую эксплуатацию, и по результатам будет принято окончательное решение. Деньги ушли в одну из московских организаций по изготовлению медтехники. Из этих 25 млн я получил один – на разработку технической документации. Как были освоены остальные средства, я не знаю, но производства первой серии мы так и не дождались.

Думаю, что большим чиновникам тогда было выгоднее закупить дорогие коляски в Германии, чем наладить отечественное производство, которое обошлось бы в несколько раз дешевле, – рассказывает «Берегу» Валерий Михайлович.

После демонстрации той самой «шагающей» коляски в единственном экземпляре на Промышленном форуме в Воронеже, ею заинтересовался социальный предприниматель из Москвы генеральный директор ООО «Добродел» Алексей Кунин. Два года назад он выкупил патент коляски у Валерия Шишкова, чтобы наладить наконец ее производство.

– Это более чем реально. Мы уже получили из федерального бюджета один миллион 270 тыс. руб. и еще четыре с половиной миллиона вложили своих средств в ее производство. Доработали прототип коляски, оснастив ее электроникой. Такая коляска будет стоить порядка 280 тыс. руб. Для сравнения: аналоги, разработанные в других регионах и Германии, стоят миллион двести. Но Валерий Шишков из Воронежа предложил миру технически самую простую и самую надежную конструкцию. Поэтому мы за нее ухватились и будем налаживать производство, – рассказывает «Берегу» из Москвы Алексей Кунин.

По словам социального предпринимателя, предстоит создать не только серийную «шагающую» коляску, но и новую систему государственной поддержки – на кредитование инвалидов банками, сервисное обслуживание и ремонт.

И воронежский конструктор Шишков, и московский предприниматель Кунин уверены, что «шагающие» коляски обошлись бы государству намного дешевле федеральной программы «Доступная среда». Хотя одно другого, конечно, не исключает.

Барьеры в городе и в голове

Петр Шатилов приехал в редакцию «Берега» на немецкой коляске с электроприводом фирмы «Майра». В Воронеже он, пожалуй, единственный обладатель такого транспортного средства стоимостью почти полмиллиона рублей. Но он уверен, что «шагающий вездеход» Шишкова открыл бы гораздо больше возможностей и для него, и для всех воронежцев, которые сейчас передвигаются по городу на прогулочных колясках любых модификаций.

Впрочем, по мнению Петра Владимировича, «доступная среда» действительно станет доступной лишь в одном случае: если ее проектировщики сами пересядут на коляски, а все горожане избавятся от главного барьера – в своем сознании.

– Это барьер между нами и всеми остальными воронежцами, психология гетто. А любые проходы, проезды, подъемники и пандусы, в том виде, в каком они обустраиваются в Воронеже, – лишь архитектурная проекция этой психологии. Вот, например, я заезжаю на пандус в какое-нибудь учреждение. Но войти в него все равно не могу. Потому что дверь сразу после пандуса открывается мне навстречу. Такие сюрпризы я называю тонким иезуитством, – говорит Петр Шатилов.

Корреспонденты «Берега» прошлись с Петром Владимировичем по небольшому участку города в Ленинском и Советском районах и лично убедились в точности его определений.

Дорожный переход на ул.Бахметьева с одной стороны улицы обустроен удобным пандусом. Съезжаешь с него, пересекаешь на зеленый свет проезжую часть – и упираешься в высокий бордюрный камень на другой стороне. Заехать снова на тротуар можно только с улицы Ворошилова. А вот чтобы вернуться к редакции, Петр Владимирович уже вынужден съезжать по пандусу на встречную полосу проезжей части. Кстати, все колясочники в Воронеже преодолевают дальние дистанции именно по проезжей части, где нет препятствий. Да, это запрещено. Но сотрудники ГИБДД относятся к нарушителям с пониманием.

– Такое впечатление, что проектировщики и строители воронежских пандусов обустраивают их для «строгой отчетности», а не для людей на колясках, – говорит Петр Владимирович.

Один из таких примеров утонченного иезуитства и «строгой отчетности» – короткий и почти вертикальный пандус «Зеленой аптеки» по улице Кирова.

У входа в цирк тоже упираешься в порог.

– Как-то на Международный день инвалидов нам, колясочникам Ленинского района, раздали бесплатные билеты, но попасть в цирк мы так и не смогли. Я долго ждал у входа, чтобы кто-нибудь поднял коляску над порогом и внес меня внутрь. В здание цирка входили только родители с детьми. А моя тогдашняя коляска к тому же была смазана машинным маслом и человек измазался бы, помогая мне. Да и почему надо всегда вот так создавать неудобства и себе, и людям? Ведь на коляске я могу быть вполне самостоятельным, – говорит Петр Владимирович.

За цирком – адвокатский кабинет. Опять – крутые ступени без пандуса.

– К адвокатам и нотариусам в Воронеже и области ни один колясочник попасть не может. Все эти конторы обычно располагаются на первых этажах жилых домов, вход в них по высокому крыльцу, и пандусов нигде нет. А ведь эти услуги инвалидами очень востребованы – нотариальные заверения требуются всюду. Я думаю, такое отсутствие пандусов для нотариусов выгодно. Мы все равно никуда не денемся и вызовем их на дом, а это дополнительная дорогая услуга. Я знаю только одну нотариальную контору с пандусом в Воронежской области – в Новой Усмани, у нотариуса Владимира Титова. Потому что он сам – человек с ограниченными возможностями, – рассказал Петр Шатилов.

По мнению Петра Владимировича, огромных средств на организацию безбарьерной среды в Воронеже не надо. Сделать дверь, открывающуюся в правильную сторону, или пандус без дорогой скользкой плитки, или вход без порога – не так уж все это дорого.
Если только так называемым здоровым людям удастся справиться с главным барьером – у себя в голове.

Самые безбарьерные пространства, по мнению Шатилова, – это воронежские гипермаркеты. Их европейские проекты изначально разрабатывались с учетом интересов людей с ограниченными возможностями. Везде – ровный широкий вход на уровне асфальта, удобные пандусы, подъемники, туалеты. А вот в небольшие продуктовые магазины рядом с домом воронежский колясочник попасть не может. И еще одно из самых «безбарьерных» мест в Ленинском районе – пиццерия «Сан-Ремо». Широкий и ровный въезд, никаких порожков (см. фото). По этой причине колясочники здесь часто собираются с друзьями. Но вход в Дом быта по соседству уже неприступен. В новую узкую дверь коляска не проедет, на входе – порог.

– Раньше я сюда приезжал постоянно. Покупал все по мелочи, ремонтировал очки или сотовый телефон, пользовался «Евросетью» и банковскими услугами. Двери были широкими, без порога. А на новом пороге коляска зависает, ни назад ни вперед, и я сюда ездить перестал, – рассказывает Петр Шатилов.

– Как-то я чуть не кувыркнулась на въезде в ЖСК по улице Комарова, 6. Там очень скользкий пандус. От падения спасли только поручни, за которые успела ухватиться, – рассказывает корреспонденту «Берега» Надежда Воскресенская.

Автобус не роскошь

– Вот эту «крышку от погреба» еще надо правильно откинуть, а для этого – правильно к ней припарковаться, – рассказывает свою историю поездок на общественном транспорте инвалид Надежда Воскресенская. – Но водитель, если увидит на остановке человека на коляске, предпочтет проехать мимо. Колясочники пассажирским перевозчикам не выгодны. Ведь вместо одной меня с коляской можно разместить в салоне несколько других здоровых пассажиров. Водитель всегда может отговориться тем, что только выехал на линию и специального крючка для поднятия пандуса у него нет. Мы уже предлагали на совещании с транспортниками в горадминистрации, чтоб эти крючки выдавали не водителям, а нам, колясочникам и мы бы, выезжая из дома, брали их с собой. Обычно наша тактика «захвата» автобуса такая: я сижу на коляске рядом с остановкой. Муж подбегает к водителю подъезжающего автобуса, чтобы попросить правильно припарковаться к бордюру, откинуть пандус и помочь меня закатить в салон. Но часто водитель, завидев женщину на коляске, тормозит где-нибудь рядом с остановкой и не впритык к бордюру, по-быстрому сажает других пассажиров и проезжает мимо нас, делая вид, что не заметил, – рассказывает Надежда.

В городской администрации пояснили, что все низкопольные автобусы городских маршрутов, которые в мэрии закупили для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс», должны быть доступны для инвалидов. Центральный вход таких автобусов обустроен откидывающимся пандусом или имеет специальный наклон. Если автобус правильно паркуется непосредственно к бордюру на остановке, колясочник беспрепятственно въезжает в салон. Откинуть пандус и помочь человеку на коляске въехать и разместиться в салоне – обязанность водителя.

– Только с прошлой осени, после совещания в горадминистрации с руководителями пассажирских предприятий, начала решаться наша главная проблема в общественном транспорте – отношение к нам водителей автобусов. Раньше водители просто не замечали таких, как я, на остановках. С нового года такие инциденты прекратились. Теперь в должностных инструкциях воронежских водителей низкопольных автобусов закреплены требования по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями. Общество так называемых здоровых людей считает, что находится под неким тяжелым бременем долга перед нами, инвалидами. Но нам никто ничего не должен, мы вполне самостоятельные люди! Все, что нам нужно от государства – это лишь создать условия для полноценной жизни, когда мы могли бы сами реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности, приносить пользу обществу, – говорит член координационного совета по молодежной политике при городской администрации Ольга Тимофеева.

Если кто-то из водителей маршрутных автобусов все-таки отказал инвалиду в посадке по тем или иным причинам или проигнорировал колясочника на остановке – об этом надо сразу сообщить в муниципальный центр организации дорожного движения по телефону 260-51-23 и обязательно назвать номер маршрута, остановку и время инцидента, – пояснили «Берегу» в городской администрации.