Газета,
которая объединяет

Выставка на троих

Экспозиция преподавателей художественного училища «Три палитры» открылась в музее им.Крамского
Рубрика: Культура№50 (2125) от
Автор: Анна Жидких

До конца июля в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им.И.Н.Крамского можно наблюдать «Три палитры» – масштабную выставку произведений трех воронежских художников, каждый из которых состоялся в творчестве довольно давно, но на достигнутом не остановился. Делаю столь смелый вывод потому, что работы Максима Аникандрова, Анатолия Горлищева, Константина Финакова вижу не впервой и имею возможность сравнить впечатление от нынешнего показа с предыдущими – персональными в том числе.

Верность выбору

Сказать, что люди растут – однозначно правильно, но даже не это, на мой взгляд, главное. Потому как явление «роста» с возрастом не уникально: всякий разумный человек, творческий в особенности, постоянно стремится к совершенству, которому, как известно, предела нет. Наш же случай выигрывает тем, что троица бенефициантов на протяжении многих лет демонстрирует стойкую приверженность к классическому искусству, и это обстоятельство никак не отменяет поиска новых путей его создания. Делает их более извилистыми и, значит, неожиданными. Что, собственно, и требуется: иначе не уйти от банальностей и общих мест.

Понятно, что такой подход к творчеству непрост по определению. Натюрморт, пейзаж, сюжетная композиция; поди найди в этих суперпопулярных (у гениев – в том числе) жанрах свою колею, пропой чистую ноту. Однако все три автора музейной выставки делают это весьма уверенно, не изменяя традициям русской реалистической живописи. Они умеют не просто любоваться природой – стремятся совпасть с ней эмоцией, и тут я особо выделю Анатолия Горлищева. Которого рискну назвать последним воронежским импрессионистом: одухотворенные работы этого автора всегда выделяются из общего ряда, если о коллективных выставках говорить.

Продуманность, а ненадуманность

Тонкость, манкость, атмосферность, колористическая деликатность работ Горлищева позволяют охарактеризовать их одним словом – «поэзия». Тут и незамысловатый пейзаж – с бунинским «трепыхом», и незатейливый натюрморт – вкусный. Как справедливо заметил однокашник Горлищева по ВХУ Дмитрий Савенков, в работах Анатолия есть продуманность, но нет надуманности. Они гармоничны – не отнять, не прибавить. И лично мне понятно, откуда – помимо природного таланта, конечно – благодать такого умения у автора. Он ученик замечательного Андрея Богачева, светлая память мастеру. Который, помнится, называл Горлищева в числе своих самых одаренных и перспективных студентов. И когда я спросила у Анатолия о главных уроках Богачева – возможно, научил живописному языку – собеседник меня поправил: скорее, живописной культуре научил. А еще – отношению к жизни и работе; общение с учителем было очень тесным. Мастерские находились рядом, дойти друг до друга труда не составляло, а желание встречаться и разговаривать было всегда…

Что же касается живописной культуры как таковой – ею, применительно к «Трем палитрам», наиболее озабочен Константин Финаков, на мой взгляд. Большинство его разработок – грамотные, старательно сделанные вещи, вдохновленные родной среднерусской природой. Фактуры в этих работах хватает, авторского отношения к изображению на холсте – тоже. Вот и получается старая песня на новый лад: видение художника не «выламывается» за пределы традиционной живописи, но без особого труда отстаивает свою самостоятельность.

Ученикам повезло

Произведения Максима Аникандрова убеждают: их автор – личность, обо всем имеющая собственное мнение и способная его отстоять. Максим в своих творческих проявлениях напорист. Хотя неагрессивен: про его живопись можно сказать – брутальная. Крепкая, твердая. Никаких сантиментов. Но лирики – в достатке…

Художник ни в чем не мельчит: состояние, краску, объем и даже линию – все подает «крупно», мощно. Подчеркнуто безальтернативно. И одновременно достаточно скромно: живописные фразы лаконичны. Чисто мужской подход к делу...

– В каких поисковых системах работать – зависит от конкретной жизненной ситуации, – рассказывал о творческих подходах Максим. – Художник всегда подчиняется обстоятельствам. За каждой вещью – встречи с людьми, бывшими в окружении в пору работы над ней, разговоры, которые тогда велись. Видишь работу – вспоминаешь сопутствующие моменты; она всегда – ассоциативно! – переносит в ту жизнь, которую ты, может, уже забыл.

Добавим, что авторы выставки близки не только в творчестве, но и в жизни – они друзья. А еще – достаточно опытные преподаватели Воронежского художественного училища. И этот факт – из разряда культурно- и социальнообразующих: ученикам наших художников явно повезло с умными и талантливыми учителями.