По принципу одного окна
Распространить на судебную власть принципы оказания услуг, положенные в основу работы МФЦ, то есть сервисов исполнительной власти.
Такую рекомендацию дали эксперты Высшей школы экономики, проанализировав слабые места информационных порталов российских судов. Как сообщает Legal.Report, этих «мест» оказалось немало.
Не секрет, что даже такие искушенные пользователи, как журналисты, не могут получить всю необходимую информацию на интернет-сайтах областного и районных судов – приходится непосредственно обращаться в храмы Фемиды. Что ж говорить о простых обывателях?
Законом четко не определен перечень сведений, которые должны размещаться на официальном сайте суда. Сегодня это всего лишь место, куда «может быть направлен запрос», что явно не соответствует стандартам оказания услуг госорганом. Сайты фактически сделаны для отчета, а не для людей.
Нет единого интерфейса. До сих пор все отдается на усмотрение администратора каждого конкретного сайта, отметили эксперты ВШЭ. И гражданам не так нужен раздел «история суда», как информация, относится ли домашний адрес пользователя к юрисдикции этого органа. В контактах зачастую указывают единственный номер телефона – и это факс, который постоянно на автомате. Рыская по всему ресурсу, человек по крупицам вылавливает нужные ему данные. Граждане, месяцами ждущие решения по делу, такой «порядок» воспринимают как издевательство. Люди тратятся на адвокатов только для того, чтобы узнать детали судебной процедуры, порядок обжалования решений, в том числе – куда именно подавать апелляцию и т.п.
В идеале, как поясняют эксперты, судебная система одного окна должна работать так: пользователь вводит на портале свой ИНН, после чего выдается абсолютно вся судебная информация, относящаяся к нему (включая официально заверенные судебные решения и т.п.). Примерно так, как это происходит на сайте госуслуг.
Пока же граждане, увы, должны «потопать ножками». Как скоро судебная и законодательная власти услышат экспертов?