Газета,
которая объединяет

Неформальный Гамлет

В Воронежском драмтеатре – неклассическая версия классической пьесы
Рубрика: Культура№75 (2150) от 10 / 10 / 2017
Автор: Ирина Лазарева

Шекспировский «Гамлет», один из шедевров мировой литературы, совсем в неклассическом варианте дебютировал на сцене Воронежского драматического театра им. Кольцова. Вниманию зрителей режиссер представил современную трактовку событий известного произведения. Здесь – мультимедийные технологии и популярные телеведущие, игра в сокс и битва на шпагах, академический текст Шекспира и его модернизация за счет стихотворений других авторов…

Технологии – главная декорация

Действо разворачивается в современном Датском королевстве: декорации с использованием голограммы, экстренные выпуски новостей с участием популярных российских журналистов Дмитрия Киселева и Владимира Познера, искусно подобранное музыкальное сопровождение – все это постоянно напоминает зрителю о далеко не классической трактовке пьесы.

Режиссер спектакля Владимир Петров еще до премьеры неоднократно заявлял, что его версия может вызвать многочисленные споры. Неклассическое прочтение направлено на привлечение в театр молодежной аудитории, которая классическое произведение Уильяма Шекспира не читала (за редким исключением).

Цель эта достигается за счет «крутейших» декораций с применением мультимедийных технологий. В постановке используется светодиодная панель-трансформер, которая моментально превращается из ложа Клавдия и Гертруды в массивную библиотеку, а затем – в пещеру, где появляется Призрак убитого отца Гамлета (он является в виде голограммы и говорит очень страшным голосом, не всегда внятно). Потом – в ковер, который перенасыщается кровью случайно убитого Полония и т.д.

Любопытно, что главные происшествия в Датском королевстве освещаются на телевидении, а Клавдий изливает душу лично Владимиру Познеру.

В постановке использованы, пожалуй, все «атрибуты» XXI века. Даже информация о гибели Офелии становится достоянием телевидения после того, как «кто-то» якобы случайно снял ее смерть на телефон…

Вместо философа – рокер

Стоит сказать об игре молодого артиста, исполнившего Гамлета, Евгения Чистякова. Актер сыграл на сцене Воронежского драмтеатра только несколько ролей и уже получил возможность перевоплотиться в Гамлета. Героя, которого годами мечтают сыграть десятки артистов. За исполнение роли которого критики часто порицают…

Философии в словах датского принца совсем немного. По режиссерской задумке Гамлет – нормальный молодой человек, который только играет в безумие, но сума­сшедшим на самом деле не является. Его отец умирает, мать безрассудно влюблена в его дядю Клавдия, Офелия предает их, казалось бы, взаимную любовь… Свою внутреннюю боль Гамлет выражает как рокер – весьма молодежным способом.

О его душевном здоровье свидетельствует и исключение из постановки знаменитого монолога философа-Гамлета «Быть или не быть». Вместо этого в спектакле звучит модернизированный текст – стихотворение Геннадия Алексеева, которое читает принц Горацио.

Гамлета в исполнении Евгения Чистякова вряд ли можно назвать гениальным. Серьезные, трагические сцены, где разум превосходит над игрой в безумие, даются ему непросто: в четко заученных репликах слышится груз волнения и возложенной ответственности. Но эти эмоции магическим образом исчезают в моменты исполнения «неврастенических припадков». Актеру не хватает уверенности, например, той, с которой играет Юрий Смышников (исполняет роль Клавдия), и четкости дикции, как у любого старожила академического театра им. Кольцова – Светланы Поваляевой (роль Гертруды), Александра Смольянинова (роль Полония) и других.

Тем не менее Евгений Чистяков обладает какой-то нетривиальной самобытностью, привлекательной простотой и по-хорошему творческим авантюризмом. А уверенность в себе – приложится ко всему этому с опытом.