Газета,
которая объединяет

Киноокно в Корею

Воронежцам представили резонансную зарубежную документалистику
Рубрика: Культура№76 (2151) от
Автор: Сергей Попов

На днях в столице Черноземья гостил масштабный фестиваль документального кино Beat Weekend. В его рамках в кинотеатре «Спартак» показали шесть фильмов, посвященных актуальным явлениям в мире музыки, современного искусства, медиа, уличной культуры и новых технологий. Таким образом, наш город уже не в первый раз стал частью международного проекта Beat Film Festival, весьма серьезно расширив его аудиторию.

Девушка раздора

Beat Film Festival был основан в 2010 году в Москве, где с тех пор проходит ежегодно. Кроме того, в 15 крупных российских городах команда проекта презентует региональную версию фестиваля, получившую название Beat Weekend и включающую пять-шесть наиболее ярких и резонансных «документалок».

На сей раз воронежскую программу открыла лента поляка Михала Марчака «Все эти бессонные ночи». Критики окрестили картину «сенсацией фестиваля Sundance, созданной на стыке игрового и документального кино».

В центре сюжета – прикольные парни Кшиштоф и Михал, два друга-руммейта (люди, снимающие одну квартиру на двоих) из Варшавы, для которых жизнь – самая настоящая игра. Их быт – бары, квартирники и опен-эйры, прогулки по улицам с закрытыми глазами и бесконечные объятия с красавицами. Но вся эта потеха продлилась ровно до тех пор, пока один не влюбился в бывшую девушку другого...

Режиссер мастерски фиксирует радость и растерянность от жизни современного поколения двадцатилетних. Боль взросления и безудержность юности, наркотическая эйфория и тихое счастье простого взаимопонимания, танцы сутками напролет, купидоновы стрелы в сердце – фильм именно об этом. Зритель принял его безоговорочно – с той дозой переживаний, которая прямо пропорциональна градусу юношеского максимализма и свойственных ему исканий.

Запад им помог

Картина «Рейв в Иране» швейцарского режиссера Сью Мойрес – кричащий безжалостный приговор всем мировым тоталитаризмам, вместе взятым. Друзья-диджеи Ануш и Араш то и дело прячутся от полиции, потому как занятие электронной музыкой в их родном Иране вне закона. Парни приходят в официальную регистрационную инстанцию, пытаясь получить разрешение на выступления своей группы, оформив ее по всем местным нормам и стандартам. Им объясняют, что девушка-вокалистка коллектива не может выходить на сцену (музыкантами могут быть только мужчины). Более того – ребята имеют право играть лишь классическую или этническую музыку, на остальные жанры – табу! А уж название Blade and Вeard – чистое сумасшествие (из-за использования английского языка).

С большим трудом найдя типографию, согласившуюся закрыть глаза на отсутствие разрешительных документов и взяться за «криминальный» заказ, парни печатают тираж альбома. Впрочем, распространить диски все равно толком не удается: музыкальные магазины наотрез отказываются брать их у «самодеятельных» композиторов. Мотивы понятны: «Ребята, у нас будут большие проблемы, если мы вам поможем». Увы, под прицелом системы в этой стране – все…
Но вдруг происходит чудо: европейские промоутеры приглашают группу выступить на фестивале в Швейцарии. Всеми правдами и неправдами ребята получают визу. Приезжают и… разумеется, не хотят возвращаться! Такой вот трогательный рассказ о том, что случается, когда тоталитарные секты размером с целое государство «разбираются» со свободными художниками.

Северокорейские вольности

Как ни странно, еще один гвоздь программы фестиваля, картина «День независимости» (режиссеры – латвиец Угис Олте и норвежец Мортен Тровик), демонстрирующая быт Северной Кореи, подобных сентиментальных эмоций уже не вызывает. Она, правда, не столько про кровавый режим, сколько про необычные нюансы, поджидающие европейскую команду, набравшуюся смелости выступить в самой закрытой стране мира. Такой командой стала легендарная словенская индастриал-группа Laibach.

Их творчество всегда было предельно концептуально. Музыканты убеждены: любое массовое искусство – пропаганда. А современная поп-культура строится на тех же принципах, что и механизмы функционирования тоталитарных государств. Использование подобных приемов неоднократно приводило к тому, что в пропаганде фашизма обвиняли самих участников коллектива. Их последние концерты в России оказались отменены «из-за сложной политической обстановки».

Поэтому когда в начале 2015 года Laibach сообщили, что собираются дать концерты в Северной Корее, это воспринялось то ли шуткой, то ли очередным перформансом. Тем не менее именно они стали первой западной рок-группой, получившей разрешение сыграть в Пхеньяне.

Опустевший «Космос»

Практически энциклопедией сиэтлской сцены получился фильм «Хайп» американца Дага Прэя. Лента осмысливает феномен появления стиля гранж. Легендарные Soundgarden и появившаяся из ниоткуда Nirvana. Неожиданный взлет рекорд-лейбла Subpop и превращение Сиэтла из захолустья в чуть ли не музыкальную столицу Соединенных Штатов. Прекрасная картина, информативная и легкая для восприятия. Из нее, в частности, можно узнать, что знаменитые фланелевые рубашки в клетку, ставшие неотъемлемым атрибутом гранжа – не изобретение хитроумных модельеров, а всего-навсего негласная униформа сиэтлских лесорубов…

Молодежную культуру нашей страны фестиваль тоже не обошел вниманием. Фильм Ольги Дарфи «Я – Гагарин» рассказывает о том, что когда-то было принято называть «рейвом» (сегодня такого слова в молодежном лексиконе уже и нет). А вот 30 лет назад «Гагарин-пати», прошедшую за неделю до того, как развалился СССР, именовали именно «первым и последним советским рейвом».

«Я – Гагарин» – личная история человека, ставшего очевидцем событий, давно обросших легендами и мифами. Спустя три десятилетия после той исторической вечеринки Дарфи встретилась с первопроходцами рейв-движения, посетив легендарные субкультурные «Мекки» – руины Фонтанки и опустевший павильон «Космос»… К слову, рейвы никуда не ушли, а просто сменили бренд – теперь специфические тусовки, сопровождаемые жесткой танцевальной музыкой, именуют, например, грайм-пати (обязательным атрибутом грайма являются мощные рэперские читки).

Без эффекта погружения

А вот картина «Когда я думаю о Германии ночью» показалась несколько затянутой. Пространные рассуждения именитых диджеев о музыке, любви и круглосуточных вечеринках – это, конечно, любопытно. Но вот пятиминутная демонстрация шелеста виниловой пластинки и успевающие поднадоесть наглядные манипуляции со звукорежиссерским пультом – явный перебор. «Родитель» киноленты, известный немецкий режиссер Ромуальд Кармакар, очевидно, пожелал создать некий «эффект погружения» в диджейское закулисье. Но, по субъективному ощущению, «фокус не удался». В итоге зрители получили несколько дежурных интервью, перемежающихся странными неинформативными кадрами.

В целом же фестиваль оставил нетипичное послевкусие – ощущение «хочу еще», что редко случается по окончании крупных, многодневных проектов. И тем оно ценнее. А если Beat Weekend прошел мимо вас – не поздно исправить ситуацию: некоторые фильмы фестивальной программы доступны в Cети, их можно посмотреть онлайн.