Газета,
которая объединяет

«Новая интеллигенция»?

Исторический баттл-поединок как культурный прорыв года
Рубрика: Культура№79 (2154) от
Автор: Сергей Попов

Рэп-баттл известных исполнителей Мирона Федорова (Oxxxymiron) и Вячеслава Машнова (Слава КПСС) стал одним из самых обсуждаемых событий нынешней осени. Впервые в истории нашей страны словесный поединок, слитый в YouTube, наделал столько шума. Видео противостояния двух рэперов выложили в сеть в час ночи, а уже к девяти утра оно набрало порядка трех миллионов просмотров. Позже событие подробно осветили по центральным телеканалам, новость долго держалась в топе «Яндекса», публикация об этом рэп-баттле появилась в английской The Times.

Самый живой формат

Ажиотаж возник как будто ниоткуда. События развивались стремительно: сначала «с ума сошли» рэперские паблики и СМИ, а в считанные дни к жаркой дискуссии подключились совершенно неожиданные персонажи. Геннадий Онищенко, Алексей Навальный, Дмитрий Быков, поп-певцы, популярные телеведущие… Некоторое время баттл, в одночасье ставший культовым и уже разобранный на цитаты, совершенно точно был новостью номер один, затмившей скачки курсов валют и прочие традиционно актуальные темы. Что же особенного произошло?

Если максимально внимательно рассмотреть ситуацию, то все происходящее представляется вполне логичным. Дело в том, что «медийные персоны» открыли для себя не столько Славу и Мирона, сколько баттлы как таковые. «Звезды» вдруг выяснили, что, оказывается, в андеграунде вот уже несколько лет как сформировалось явление, де-факто ставшее самым живым и интересным культурным форматом. Неподцензурный, подчеркнуто аморальный, он соединил в себе сразу несколько ипостасей: тут и актерское мастерство, и психология, и, разумеется, поэзия. Баттл-рэперы, не стесняясь в выражениях, оскорбляют «телок» и мам оппонентов – ради психологического давления на соперника. И для эпатажа, конечно.

Не секрет: чтобы сегодня быть замеченным, нужно выдавать разного рода «жесть». Иначе на тебя и твое творение толком не обратят внимания, мимоходом повесив ярлык – «скучно». А это – приговор.

Проекция действительности

«Большие дяди» внимание на баттл-рэперов обратили. Но, похоже, только сейчас поняли, что лучшие российские баттлеры – по сути, новая интеллигенция. Да, они могут с экрана сказать все что угодно, но в быту это – весьма сдержанные, образованные, начитанные люди. «Они ругаются матом!» – возмущенно возразят ретрограды. Увы, правда состоит в том, что матом сегодня ругаются практически все – вопрос лишь в том, как и где использовать нецензурщину.

Баттлы, американское «по крови» изобретение, снискали у нас гораздо большую популярность, чем на родине. Потому как присущие им нецензурщина, агрессия, стремление всеми доступными и недоступными способами унизить оппонента – не что иное, как актуальная российская повсе­дневность. И рэперское ютьюб-шоу – всего лишь проекция современной действительности.
Выживает в итоге сильнейший, а не умнейший. Провинциальная борьба за «места под солнцем» – перманентна. Вот и на баттлах то же самое: важна подготовка к каждому конкретному соревнованию, работа с аудиторией во время выступления, убедительность, живость, необычность драматургии. Масса фишек, грамотное использование которых непременно сведет на нет былые заслуги оппонента. Как, в общем-то, и получилось в том самом историческом поединке: Слава КПСС против Oxxxymiron.

Битва титанов

Противоборства именно этих персонажей тет-а-тет ждали год. История началась просто: Слава КПСС, также известный под пикантным псевдонимом Гнойный, в баттле с авторитетным рэпером Эрнесто Заткнитесь (уроженцем, кстати, Воронежа) посвятил довольно много строчек Оксимирону. Ничего приятного, мягко говоря, в адрес оного не сказав. Реакция Мирона последовала незамедлительно: тот вызвал Славу на баттл, пообещав через год «охладить его пыл». Машнов принял вызов – и публика замерла в ожидании «битвы титанов». Почему титанов? Судите сами.

Слава КПСС – чемпион первого сезона известнейшей баттл-площадки Slovospb. Из 17 проведенных баттлов выигравший 16. Обладатель неимоверного количества псевдонимов (Валентин Дядька, Соня Мармеладова, Птичий пепел и других), каждый из которых использовался и используется для выпуска треков. В основе почти всех его проектов – стеб и троллинг, сам же Слава характеризует свое творчество как «постмодернизм».

Оксимирон – сегодня, пожалуй, российский хип-хоп-музыкант номер один. Петербуржец, почти половину жизни проживший в Европе и закончивший Оксфордский университет. В 2015 году его альбом-антиутопия «Горгород» произвел настоящий фурор (феномен укоренился в народном сознании как «переворот игры»), удивив даже видавших виды филологов. В 2017 году у Мирона Федорова запланирован стадионный тур по стране. Окси проявил себя не только как блестящий автор – на его счету несколько громких побед в баттлах, создавших музыканту репутацию «отца баттл-рэпа на русском».

Поэтому перед состязанием с Машновым Мирон выглядел явным фаворитом. А уже через несколько часов после того, как вербальная схватка состоялась, Интернет наполнился «утечками»: мол, Оксимирон уступил Гнойному со счетом 0:5. Верилось с трудом. Но через неделю баттл вышел – и слухи подтвердились.

Гумилев проиграл

Промахнулся ли Акелла – посейчас спорит половина Рунета. Объективно: Окси показал великолепный уровень. Цитировал Гумилева, ссылался на книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» и… поэтому проиграл! Просто слишком далеко ушел от канонов баттл-рэпа, в то время как оппонент сделал все, будто по учебнику. Пожалуй, еще никогда на баттлах мы не наблюдали столь явного противостояния двух концепций. Сравнивать выступления Оксимирона и Гнойного – это как сравнивать шоколад и мотороллер.

Увидим ли мы нечто столь же зрелищное в дальнейшем? Хочется верить. Но слова, сказанные Славой в момент выступления – «баттл-рэп издох, мы пинаем, по сути, мертвый жанр» – очень близки к истине. Именно с появлением видео долгожданного поединка формат по-настоящему «взорвал» повестку дня. А выход в тираж еще никогда не шел на пользу творчеству. В свое время так умирал русский рок. Он, правда, прежде чем де-факто сойти на нет, пережил несколько лет «сытой стадионной жизни» и воистину всенародной популярности. После чего закономерно стал памятником самому себе. Ждет ли такая же участь баттл-рэп? Узнаем, думается, совсем скоро.