Газета,
которая объединяет

Аксакалы и неформалы

Молодые воронежцы решили участвовать в формировании национальной политики региона
Рубрика: Политика№86 (2161) от
Автор: Ольга Бренер

Воронеж перестал называться «российской столицей ксенофобии», и все-таки серьезные конфликты между горожанами разных национальностей, зачастую на бытовой почве, случаются. Можно ли их практически избежать? Как доказать, что Кавказ – не рассадник терроризма, а самобытные республики с глубокими культурными и духовными корнями? И могут ли молодые люди – представители национальных общин региона – распознать зарождающийся конфликт и предотвратить его эскалацию?

Воронежские студенты – представители разных вузов, культур, национальностей и вероисповеданий – встретились на прошлой неделе в стенах ВГУ и обменялись мнениями об урегулировании таких ситуаций. Организатором встречи выступило региональное отделение Российского конгресса народов Кавказа.

Параллельные миры

Молодые представители национальных общин заметили, что аксакалы их диаспор не всегда знают обо всех процессах и настроениях среди молодых соотечественников. И поэтому не могут вовремя почувствовать назревающее напряжение в самых неожиданных местах диаспоры.

По мнению самой молодежи, почувствовать такие конфликты можно не на фестивальных площадках с участием национальных коллективов, а, например, в студенческих общежитиях. Именно здесь срабатывает синдром кавказской молодежи – прорыв на свободу в Воронеж из-под жесткого родительского контроля при отсутствии глубинной религиозной культуры. В результате у некоторых «срывает крышу». Главное – вовремя распознать внутри общины зарождение инцидента и всегда помнить, что поведение одного определяет представление о национальности в целом, – признали участники встречи.

Но тут же выяснилось, что у многих студентов такого взаимодействия с родной диаспорой нет.

– Как мы можем взаимодействовать, если не знаем, как выйти на таджикскую общину региона, а многие наши студенты даже не знают о ее существовании! А ведь таджикских студентов в Воронеже очень много. Хотелось бы, чтобы сами диаспоры с нами встречались почаще, – заметила молодая таджичка Муштарийбону Садиржанова из Воронежского государственного агроуниверситета.

Студенты признали, что иногда живут в параллельных мирах со старшим поколением – лидерами своих национальных общин, а работа с молодежью в диаспорах проводится слишком формально. Между тем именно в старшем поколении закрепились стереотипы, которые провоцируют бытовые конфликты. И не только среди аксакалов, но и у старшего поколения коренных воронежцев.

– Я – русская, православная, но моим старшим родственникам не очень нравится, что я активно общаюсь с ровесниками разных национальностей и вероисповеданий. Вот как это можно переломить, что «другой» значит «чужой» и «плохой»? – спросила студентка Любовь Колодяжная.

– К нам, мусульманам, отношение формируется из растиражированных понятий «исламские террористы», «радикальный ислам». И эти термины у людей уже ассоциируются с подлинным исламом, для которого на самом деле вражда и убийства неприемлемы. В результате наши люди все чаще не решаются прийти в свою мечеть в Отрадном, – подчеркнул молодой воронежский адвокат Саид Ярахмедов.

Этот межнациональный образовательный семинар открыл цикл круглых столов с участием воронежской молодежи разных национальностей, которая решила присоединиться к формированию национальной политики региона наравне с аксакалами.

– Мы открыты к любой дискуссии и обсуждению всех наболевших проблем, поэтому хотим увидеть новые лица на наших семинарах. И теперь также намерены пригласить к нам старшее поколение – руководителей общин Воронежской области, – пояснил «Берегу» лидер Воронежского реготделения Российского конгресса народов Кавказа Армен Будагян.

Час «Э» по местному времени

Этой же осенью при городской администрации заработал Молодежный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, который тоже стал привлекать молодых воронежцев к разработке национальной политики города.

«Количество таких мероприятий в регионе и городе за последнее время возросло многократно. В конце прошлого века всего этого и в помине не было, и именно тогда в Воронеже стали крепнуть националистические организации. В 1989 г. появилось региональное отделение ультраправых – Национально-патриотический фронт «Память», в 1995 г. – отделение Русского национального единства. Все эти организации постепенно пришли в упадок и расформировались, отдельные их члены стали скинхедами. И уже в начале XXI века, после убийств нескольких иностранных студентов, Воронеж получил статус столицы национализма. За последние годы мы смогли избавиться от этого статуса.

Организованных националистических группировок у нас больше нет. По нашим опросам, воронежская молодежь гораздо толерантнее относится к представителям других национальностей и других религий, чем в целом по стране. Но и экстремизм по сравнению с XX веком уже совсем не тот. В Воронеже он переместился в интернет и для власти, правоохранительных органов становится все более невидимым.

Еще один очаг – местная фанатская среда, в основном из футбольных болельщиков. Впрочем, таких уж открытых группировок националистически настроенных фанатов у нас пока нет – мы наблюдаем лишь отдельные личности, которые погоду не делают, – прокомментировали в беседе с «Берегом» ситуацию молодые воронежские политологи выпускники ВГУ Владислав Лавренов, Василий Захаржеский и Батыр Ашыров.

Лидеры и лидеры

– Цель всех наших встреч – наиболее широкий формат дискуссии, чтобы молодежь задала наболевшие вопросы представителям власти и лидерам своих диаспор. Ведь не секрет, что в общинах наряду с официальными лидерами есть еще и неформальные. Особенно в молодежной среде. И эти неформалы могут быть сильнее официальных. Именно к ним чаще всего обращаются за помощью. С недавних пор проходящие встречи помогут узнать их в лицо и взаимодействовать теперь всем вместе. Наш молодежный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при горадминистрации – отличный пример такого развития гражданского общества в регионе. Мы открыто говорим, что нас волнует, и видим, что власть готова нам помочь, – отметил Батыр Ашыров.