Газета,
которая объединяет

Что поставлено на карту

Чем благороднее начинание в сфере общественного транспорта, тем труднее его реализовать

Представители общественного движения «Город и транспорт» разместили на сайте change.org. петицию с требованием разработать «конкретный план реформирования общественного транспорта». Петиция появилась на следующий день после резонансной планерки у мэра Александра Гусева, на которой тот подверг критике деятельность городского управления транспорта: главным образом – за нечеткое планирование работы по внедрению системы безналичной оплаты проезда в частных маршрутках. Это наводило на мысль, что общественники не прочь разогреть тему и немного попиариться на ней.

Случайные совпадения?

– Честное слово, это случайное совпадение, – попытался убедить корреспондента «Берега» сопредседатель НКО «Город и транспорт» Михаил Аксенов. – Да вы посмотрите наши стратегии 2012-2013 годов – там те же пункты прописаны!
На самом деле пункты, прописанные и в петиции, и в стратегиях НКО, немногим отличаются и от перспективных планов самой мэрии. Вот требования общественников: безналичный проезд – никаких планов водителю, никакого «черного нала» – только транспортная карта, временные тарифы (90 минут, день, неделя, месяц), без платы за пересадки, водители на окладе, с премированием за качество работы; введение выделенных полос для общественного транспорта; постепенный отказ от «пазиков» и микроавтобусов в пользу городских автобусов и троллейбусов, контроль их технического и санитарного состояния, проверки водителей на соответствие требованиям, доведение автобусов с низким полом до 50%. И т.д. и т.п. В длинном списке не оказалось только популярного протеста против платных стоянок в центре города.

– А мы не против стоянок, – сказал Аксенов. – Они будут стимулировать развитие общественного транспорта.

И еще одно случайное совпадение. В тот же день, 5 декабря, в городской Думе состоялось заседание комиссии по транспорту, в повестке которого значились, в числе прочих, те же самые вопросы. В частности – внедрение «безмонетных» технологий.

Ты помнишь, как все начиналось?

В Воронеже идея прошла несколько этапов. С 2010 года ее шумно обсуждали. В 2013-м в Правилах пассажирских перевозок даже появился пункт, предусматривающий безналичный расчет в маршрутках. Потенциальные участники рынка уже делили шкуру неубитого медведя: кому заниматься программным обеспечением, кому собирать деньги и т.п.

Но когда в 2016-м на поле появился Сбербанк, прочие игроки быстро отсеялись. «Сбер» стал единственным участником торгов по разработке системы, предоставив муниципальному «Пассажиртрансу» «интеллектуальных услуг», согласно сайту госзакупок, на 94,4 тыс. руб.

Но явно не ради этих копеек финансисты засучили рукава. Сбербанк оговорил себе 2,5% от суммы каждой транзакции. Что, например, существенно больше комиссий при оплате услуг ЖКХ.

Но прошло время, и стало понятно, что повышенная плата за транзакции – это, по сути, плата за риск.

В целом по городу поток «черного нала» составляет, по данным разных экспертов, от 4 до 6 млрд руб. в год. Что-то нам подсказывает, что саботаж или даже прямое вредительство в частном секторе перевозок неизбежны: терминал всегда может сломаться или «заглючить». И благое начинание может не устоять перед катком человеческого фактора.

Другого пути нет

– Все равно будем внедрять безналичную систему, – утверждает глава транспортной комиссии гордумы Олег Черкасов. – Перед нами – успешный пример Липецка и Белгорода, да и собственный опыт контроля над терминалами муниципального транспорта у нас теперь есть. В конце декабря объявим конкурс среди банков на внедрение системы в «частном транспортном секторе», а в течение 2018 года проект должен быть реализован.

Внедрение безналичной оплаты должно состояться при любой экономической погоде – в этом мнения депутатов и общественников сходятся, потому что «черный нал» – это не только убыток казне, но и источник многих злоупотреблений. Именно погоня за наличкой, которая идет напрямую в карман водителям, заставляет их устраивать гонки «на выживание», забывая о правилах, техническом состоянии маршрутки и даже о собственном внешнем виде.
Кстати, на заседании комиссии вновь было рекомендовано ношение водителями адекватной формы.

Но мы предвидим и тут мощное влияние «человеческого фактора».