На откровенный разговор со зрителем
Для одних сцена – это возможность блистать и иметь много поклонников, для других – способ самоутверждения, для третьих – возможно, просто работа… Актриса Воронежского академического театра драмы им. Кольцова Ольга Рыбникова, которая отпраздновала на днях свое 55-летие, уверена, что такое отношение к театру изначально неверное. Сцена – это прежде всего откровенный разговор со зрителем.
Накануне творческого бенефиса корреспондент «Берега» вызвал артистку на откровенный разговор, и она рассказала о своей судьбе без прикрас.
Мечта детства
– Ольга, насколько я знаю, стать актрисой вы мечтали с детства. Но почему-то выбрали журналистику…
– Да. Родители посоветовали не идти сразу после школы в театральный вуз. Но мечта не давала мне покоя. Конечно, то, что мама водила нас с сестрой во все театры Воронежа, наложило свой отпечаток. В драмтеатр я была влюблена с детства! Но вот я поступаю на факультет журналистики ВГУ и начинаю работать в «Молодом коммунаре». И все складывалось хорошо – совмещала работу и учебу, рисовали мне радужные перспективы, но… мне не хватало театра, я горела театром, мне хотелось все время быть в театре! И я пошла на вступительные.
– Но журналистику не бросили?
– Нет, я продолжала работать. На вступительных экзаменах я, честно сказать, ни на что не надеялась, но мне было безумно интересно. Я познакомилась тогда со студентами, которые уже выпускались – с мальчишками в основном. Они стали приглашать меня на свои спектакли – и все! Я вообще подцепила вирус театра, прямо грезила им. Решила для себя: если не поступлю в этом году, буду поступать всю свою жизнь, но я буду выступать.
Прохожу я первый этап. Работаю, никому ничего не говорю. Второй прохожу. Работаю. Вру безбожно! То мне туда надо, то туда. Третий тур – тоже сдаю. И потом итоговое собеседование. И мне в институте говорят: «Либо вы приносите документы и сдаете общеобразовательные экзамены, либо все».
И тут начались терзания. Прихожу на работу, небо черное-черное, кошки на душе скребут. А никто не знает, что я предательница, собралась уходить, и это при том, что я еще не знаю, поступлю ли я, ведь год прошел после школы, я предметы не повторяла, с репетитором не занималась… А меня так любили в редакции. Редактор «Коммунара» Виталий Жихарев говорил: «Захожу – икона сидит, и мне просто жить хочется». И тут я с такой новостью. Мне было так стыдно!
– Однако сделать этот выбор пришлось. Что-то подтолкнуло?
– В тот момент началась гроза. Я открыла окно и стою, думаю, как пойти сдаваться. Что говорить? Я ухожу от вас? И куда?! В богему, где неприлично все, аморально. И вдруг прибегает молодой наш корреспондент, мокрый весь от дождя, с охапкой цветов. Протягивает и говорит: «Это тебе». Я решила, что это знак, к нему нужно прислушаться, и все будет хорошо. Я пошла и сказала все Жихареву, он пытался отговорить, приводил аргументы. Но я пошла своей дорогой.
На все руки мастер
– Я всегда думала, что поговорка «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – в каком-то смысле про актеров. Но в разных шоу по телевизору, куда сейчас идут звезды ради большей популярности, открывается, что одна уважаемая актриса не умеет петь, другая – садиться на шпагат… Скажите, а вы можете нас удивить?
– Как-то на первом курсе нам сказали, что актер должен уметь все. Быть универсальным солдатом. Я взяла это за программу действий. Вот поставят сейчас в нашем театре мюзикл – я готова сесть на шпагат, сделать колесо, спеть, станцевать. Скажут жонглировать – я буду жонглировать.
Любопытный был случай. Мы репетировали «Чайку», я играю там Аркадину. И Петров (худрук, режиссер – прим. авт.) говорит: «А тут раз – и Аркадина должна сделать колесо. А вы можете?» И коллеги улыбнулись и отвечают ему: «Эта – может. Она и кульбит сделает, если надо». Петров посмотрел и констатировал: «Колесо мы оставим».
– Ольга, а у вас есть любимая роль?
– Каждая моя роль – это подарок судьбы, это мой ребенок, мне ее Бог дает. Если ты ее не полюбишь, ничего не получится. Я все роли стараюсь честно отрабатывать. Каждую роль свою люблю, даже самую маленькую. Хотя я не люблю разделять роли на главные и второстепенные. Разницы нет, к любой нужно относиться ответственно.
– Вы работали со многими режиссерами, в том числе и московскими. Какой из них сыграл основную роль в вашем творчестве?
– Конечно же, Анатолий Иванов (в прошлом худрук драмтеатра – прим. авт.). Это целая эпоха нашего театра. Это режиссер-педагог, человек, который не просто ставил спектакль, а разбирал роли настолько подробно, что ты выходил на площадку и у тебя и тени сомнения не было. Ты знаешь, какая биография за твоей спиной. Ты даже выключаешься из своей личной жизни. Иногда мне казалось, что у меня раздвоение личности. Это просто кайф! Каждый жест был оправдан, каждый шаг выверен.
Главный секрет – в честности
– Можно ли сегодня сказать, что ваши творческие амбиции реализованы?
– Сейчас у меня не много ролей, я не очень востребована в театре, но я в свое время сыграла во многих сильных пьесах, поэтому оптимистически смотрю на эту, можно сказать, творческую стагнацию. Театр – жестокая вещь, надо уметь ждать. Но, как говорится, бабий век – короткий век, можно и не дождаться. Но я гоню от себя эти мысли, смотрю вперед, я полна сил и энергии. Я мечтаю сыграть в мюзикле и делать на сцене все, что умею, заниматься всяким сумасшествием.
– А как вы проводите свободное время?
– За эти годы я научилась шить, купила себе швейную машинку. Отучилась на права, теперь я за рулем. Много времени провожу с пятилетним внуком. Мы с ним бегаем, прыгаем, играем в войнушку… И, когда я уже на третьем часу активных занятий, говорю: «Пашенька, я устала, старенькая бабушка уже». Он такой останавливается и говорит: «Нет, бабушка, нет, ты молодая!». И я приободряюсь, и начинаем снова. На даче люблю работать, заниматься уборкой.
– Несмотря на то, что сегодня ролей мало, вас любят. Поделитесь своим секретом успеха?
– У меня есть несколько ритуалов, которым я следую все 30 лет. Перед спектаклем мне обязательно нужно повторить роль и поздороваться со сценой. Без этого я не могу выйти к зрителю. Еще – никогда нельзя пытаться обмануть зрителя. Подлинные чувства ничем не заменить. Если выходишь на сцену, будь добр выложиться на полную катушку.
Подготовила
Ирина ЛАЗАРЕВА