Газета,
которая объединяет

Пять тонн радости

В Воронеж привезли слонов из Варшавского цирка
Рубрика: Культура №96 (2171) от
Автор: Марина Хоружая

В Воронеже с аншлагами идут гастроли Большого Варшавского цирка, которые продлятся в нашем городе до 14 января. В новой программе, помимо воздушных гимнастов, силача, акробатов и веселого клоуна, можно увидеть большое разнообразие животных – на арене пони, лошади, ослик, страусы, верблюды, слоны… А еще на ринге кенгуру-боксер ловко нокаутирует соперника. Программа зрелищная и новогодняя: здесь есть все – и елка, и Дед Мороз со Снегурочкой…

Слонихи Магда и Дженни приехали в Россию из Польши. Когда-то они выступали в Варшавском цирке шапито, а потом попали «под крыло» белоруса Сергея Гулевича. «Я родился в Белоруссии, но, когда срочно потребовалась работа, уехал в Польшу, – рассказал нам дрессировщик.– Вообще, я с детства люблю животных, домой часто приносил кошек, собак и даже лягушек. Кстати, мой дядя – заслуженный артист Белорусской ССР Федор Федорович Гулевич – был артистом цирка. А я начинал рабочим в Варшавском цирке шапито, но потом очень полюбил слоних Магду и Дженни и начал безвозмездно помогать их дрессировщику.

На любви и терпении

Директор шапито это заметил, назначил меня помощником дрессировщика. А дрессировщиком я стал совершенно случайно. Во время гастролей в Туркмении внезапно впал в кому дрессировщик. Отменить выступление было нельзя, поскольку в зале были руководители республики, включая нового президента. Мне пришлось его подменить, номер прошел удачно, вскоре мой наставник ушел на пенсию по состоянию здоровья, а слонов отдали мне.

– Сколько времени уходит на то, чтобы обучить слона новому трюку?

– По-разному бывает. Трюк можно придумать за день и поставить за несколько недель. Сейчас я стараюсь сильно не перегружать своих подопечных новыми сложными трюками, им все-таки уже по 47 лет – возраст серьезный! Но они сами хотят работать. Однажды одна из слоних по собственному желанию начала ходить по барьеру манежа. Я ее подкормил. Вторая заметила это и повторила. Так в репертуаре появился новый номер. В нашей профессии очень важно терпение и любовь к животным. Нельзя быть тираном и заставлять животных с помощью кнута делать трюки. Это ни к чему хорошему не приводит, а только злит их. Звери как дети – к каждому из них нужен индивидуальный подход, пряник и кнут, если потребуется. Важно показать животному, что можно делать, а чего нельзя.

– Говорят, не так сложно дрессировать слонов, как ухаживать за ними. Кроме того, что у них шестиразовое питание и им нужно 150 килограммов разнообразной еды в день, в чем еще сложности?

– Посмотрите на их ноги! Видите, какой педикюр! Чистим им ноготочки раз в 3 месяца. Железными щетками по металлу вычесываем им старую кожу – им это очень нравится, подставляют спинку. Купаем их, обливание у нас каждый день, купание перед каждым представлением. Водичку они очень любят!

– Почему все дрессировщики работают с самками?

– Действительно, самцов в цирке полпроцента – это большая редкость. Хотя они более умные, покладистые, талантливые… С ними проще работать, но у них есть одна особенность – когда у них начинается муст (период гула), они становятся неуправляемыми. Могут натворить таких дел! Когда тестостерон все перекрывает, они могут увидеть слониху в куче песка, в человеке… Ни о чем думать не могут – только о том, что нужна слониха.

– В одном интервью вы рассказывали, что когда у слонов стресс (от дороги или еще чего-то), то помогают водные процедуры…

– Да, но это летом – когда можно выйти на улицу и устроить им купание. Или съездить на озеро, на речку… Стараемся вывозить их на безлюдные места, где нет людей. Они там бесятся, резвятся. Могут за километр убежать, но всегда возвращаются. Зимой в этом плане тяжелее – холодно. А еще когда у них стресс, мы кормим вкусняшками. Слоны очень любят бананы, яблочки, кашки… Да и хлебушек уважают – мягкие батоны и сладкие булочки. Еще им очень нравятся дубовые ветки и листья – Магда и Дженни просто без ума от них. Когда есть возможность, заказываем для них лакомство в дубовых рощах. Но, в крайнем случае, подойдут и березовые метелочки для бань.

– А есть пища, которая им категорически не нравится?

– Магда и Дженни – большие сладкоежки, и, если им что-то из еды не нравится, мы просто разбавляем ее сладким.

От хандры и депрессии

– А вот другая известная дрессировщица слонов, Таисия Корнилова, рассказывала, что от стрессов и при сильных морозах они спасают слонов водкой…

– Мы не практикуем такого. У слонов, так же, как и у людей, вырабатывается алкоголизм. Единственное, когда предстоит переезд при очень сильных морозах, мы разбавляем 2 литра водки в ведре воды и даем им. Но это очень редкий случай – когда некуда деваться и нужно разогреть кровь.

– Когда слон злится или чем-то недоволен, как это проявляется?

– Ну, мы до такого не доводим. Если нет настроения – такое у Дженни бывает иногда, она просто стоит смурная и серьезная. И обижать ее не стоит. Помню, в Ашхабаде был случай... Пришли в цирк строители что-то чинить, разложили инструменты... Дженни подошла и начала хоботом их перебирать. Один из строителей ее стукнул по хоботу. Даже не стукнул, а как бы отодвинул. Мол, не трогай. Так она улучила момент и, когда он повернулся к ней задом, влепила ему хорошего «подстращника». Да так, что он прилепился к стене! А к хорошим людям они хорошо относятся. Магда – та вообще балбеска и хулиганка…

– Вы в интервью рассказывали, что она такая шебутная, что даже ворует попкорн у зрителей с первых рядов, лезет хоботом в сумочки… Зрители-то как реагируют?

– Кто-то смеется, кто-то претензии потом предъявляет. Поэтому о таких казусах мы стараемся предупреждать зрителей заранее.

– Считается, что слоны могут запоминать до 60 команд. Сколько команд знают ваши подопечные?

– Я не считал. Они чем старше, тем мудрее. Мне кажется, в почтенном возрасте они и сто команд уже могут помнить. Слоны человеческий язык начинают понимать с возрастом, у них очень высокий уровень интеллекта.

– Вы со своими подопечными каждый день видитесь или все же случается съездить в отпуск?

– Видимся мы каждый день. Бывало, что приходилось уезжать по каким-то очень срочным делам, но на пару дней максимум. Но даже за это время они успевают соскучиться. Когда захожу к ним, начинают урчать, трубить… А Дженни подхватывает меня хоботом и поднимает до потолка. Но вообще мы неразлучны.