Газета,
которая объединяет

Классная получилась драма…

В Воронеже поставили спектакли по пьесам подростков
Рубрика: Культура№37 (2209) от
Автор: Ирина Лазарева

Воронежские школьники смогли почувствовать себя профессиональными драматургами. В проекте «Классная драма», реализованном в рамках образовательно-театрального фестиваля «Шекспирия», были задействованы 20 подростков, которые за неделю написали пьесы о том, что их волнует. Итоговый спектакль-альманах зрители увидели на сцене Воронежского государственного театра драмы им. Кольцова 26 мая.

«Классная драма» – проект, придуманный в театре «Траверс» в Эдинбурге (Шотландия), больше всего сторонников нашел в России. В разные годы он реализовывался в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Казани и Сочи. В Воронеже «Классная драма» впервые прошла в 2013 году на театральном фестивале для детей «Большая перемена». Но тогда участниками проекта стали десять троечников, которых хотели «перековать» с помощью литературы. В этот раз кураторы проекта использовали классический подход – к «Классной драме» смогли присоединиться все подростки, которые этого захотели.

В команду кураторов вошли российские авторы-драматурги Вячеслав Дурненков, Кира Малинина, Анастасия Букреева и Андрей Иванов. Именно они учили воронежских школьников азам написания пьес. Всего им была отведена неделя. В итоге подростки создали 14 произведений – лично и в соавторстве.

Зрители увидели спектакли о разводе родителей, абортах, первой любви, отношениях отцов и детей. Но подростков волновали не только ситуации, с которыми они сталкиваются в реальности, но и, можно сказать, философские. На сцене драмтеатра поставили спектакли о нравственном выборе между карьерой и духовной жизнью, победе феминизма, инстинктах и мотивах убийцы и так далее.

Как отметили драматурги и режиссеры, работавшие со школьниками, ни одну из получившихся работ нельзя назвать шедевром, но этого от детей и не ждали. Кураторы стремились научить подростков преподносить свои идеи в выгодном свете, а взрослые, к слову, не могли вмешиваться в тематику, над которой участники решили работать.

– Первоначально я хотела рассказать историю о маленьком человеке, его душевных страданиях. Каково это – не быть великим, когда все вокруг талантливые, а у тебя нет никаких способностей? Но я поняла, что воплотить это в мини-спектакле будет крайне сложно, – рассказала десятиклассница Амелия Ибрагимова. – Нас объединили с Соней Бородиной, и у нее была совершенно иная идея – показать пьесу в пьесе. Но в итоге у нас вышло нечто третье. Получился абсурд! Пьеса начала жить своей жизнью, и именно она диктовала нам правила! В какой-то момент мы даже испугались.

Главным героем спектакля «Изнутри», поставленного по одноименной пьесе девочек, стал пациент психлечебницы, у которого наблюдается раздвоение личности. Не в обиду юным драматургам, но их задумку раскусить оказалось легко, и, пожалуй, уже с первых минут стало ясно, кем является созданный персонаж. Интриги не получилось.

А вот Аскеру Айдамирову и Денизу Рагимли удивить зрителей все же удалось. Они написали пьесу «Подвал». По сюжету кто-то похищает известного судью и успешного бизнесмена. Им, чтобы остаться в живых, необходимо рассказать всю правду о своей жизни и вспомнить, кому они перешли дорогу. Драматургических линий здесь может возникнуть множество, но ответ на поверхности: это их дети, о которых они не заботились, пока строили карьеру.

– Это криминал, который оказывается не криминалом. Фишка нашей пьесы в том, чтобы герои в условиях стресса поняли, что делали не так, и исправились. Подвал, в котором их запирают, всего лишь место проведения квеста, организованного их детьми. И они выбираются оттуда благодаря тому, что выворачивают души наизнанку, – объясняет Аскер Айдамиров.

Анна Хмелевская интересуется психологической прозой, поэтому ее пьеса «Двое в одиночной камере» была направлена на исследование мотивов, которым следует убийца.

– Сколько ни изучай человеческую природу, все равно до конца ее понять не получится. Именно поэтому изучение мотивов каких-либо поступков всегда актуально и интересно, – говорит автор.