Газета,
которая объединяет

Играть по правилам

Первый вице-мэр Воронежа – о себе, городском бюджете и инвесторах
Рубрика: Политика№54 (2226) от
Автор: Герман Полтаев

В середине июля текущего года к исполнению обязанностей первого заместителя главы администрации Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам приступил 52-летний Юрий Тимофеев. Ранее он возглавлял администрацию Твери, в Воронеже не работал. Свое первое интервью в новом качестве Юрий Тимофеев дал нашему изданию.

– Вы для Воронежа человек новый. Можете рассказать, как вы оказались в столице Черноземья?

– Я раньше не раз приезжал в Воронеж по личным делам. Мне очень понравился город. Я услышал, что здесь происходят изменения во властных структурах: Александр Гусев назначен исполнять обязанности главы региона, а Вадим Кстенин участвует в конкурсе на пост мэра. Я понял, что могу сделать много полезного для города, и написал письмо Вадиму Юрьевичу, описал свои компетенции. Мы пообщались лично и он пришел к выводу, что меня можно включить в состав своей команды.

– Каким вам виделся Воронеж со стороны? Отличается ли его экономика от той, с которой вы имели дело в Твери?

– В Воронеже более дифференцированный бизнес. В Твери есть крупные предприятия, но их не так много по сравнению с Воронежем. И здесь более масштабные задачи стоят перед органами власти.

ПРОЗРАЧНОСТЬ – ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ

– По прежнему опыту вы знаете, в каких финансовых условиях находятся муниципалитеты. В распоряжении воронежских властей остается лишь 10% собранных здесь налогов. Можно ли силами муниципалитета изменить эту ситуацию?

– Доходы бюджета в Воронеже и в Твери на душу населения сопоставимы. Поэтому могу уверенно сказать, что улучшить ситуацию можно. Мне это удавалось на предыдущей работе. Уменьшить муниципальный долг и повысить собираемость – вполне реально. В первую очередь следует обратить внимание на эффективность расходования средств казны. Это одно из главных требований и федерального центра, и мэра Вадима Кстенина. Я не хочу сказать, что до меня расходы были неэффективными, но, как известно, нет предела совершенству. Так что улучшить финансовую ситуацию можно.

– Какие материальные резервы вы видите для пополнения городского бюджета, кроме оптимизации расходов?

– Нужно создавать условия для того, чтобы инвесторы испытывали острое желание прийти в Воронеж. Для этого от власти требуется создать обеспеченные инфраструктурой площадки. Мы запланировали сделать такую инвестиционную карту Воронежа, на которой будут отмечены все участки, все муниципальное имущество, которое город готов предоставить в распоряжение инвесторов. И любой бизнесмен, кликнув на эту точку, получит всю необходимую информацию для того, чтобы оценить возможность реализации своего проекта.

Еще очень важно сформировать понятные и прозрачные правила игры для бизнеса. Бизнес всегда тревожится из-за того, что правила игры зачастую непонятны и меняются в зависимости от политической конъюнктуры. Мы же хотим наладить с бизнесом понятные, ясные и не зависимые от политической ситуации взаимоотношения. Наша задача – установить такие правила и убедить бизнес в том, что они меняться не будут. Если мы все это сделаем, то инвестор сам пойдет в Воронеж, потому что в бизнес-среде такого рода информация расходится очень быстро.

БЫТ ПОЧТИ ЗАБЫТ

– Какого рода бизнес вы бы хотели привлечь в Воронеж в первую очередь? Когда-то наш город имел славу крупного промышленного центра, сейчас считается, что это город застройщиков.

– По моему мнению, городу нужны новые рабочие места. Строительство здесь, слава богу, развивается огромными темпами. По опыту я знаю, что реализация тех же новых квартир тормозится, когда в городе нет рабочих мест. С точки зрения экономики, первичны свободные рабочие места: люди приезжают в город, чтобы трудиться и зарабатывать, потом у них возникает возможность и потребность купить себе квартиру. Само по себе жилье – конечно, двигатель экономики, но оно – вторично. Всегда в нашем государстве производители, промышленники жили лучше, чем даже купцы первой гильдии. Поэтому мы заинтересованы прежде всего в привлечении бизнеса, ориентированного на развитие промышленного производства со стабильными рабочими местами. Потому что строительный сектор все-таки сориентирован на сезонную занятость.

После промышленности еще один приоритет – сфера услуг. Услуги у нас представлены торговлей, общепитом и так далее. А вот пунктов проката, например, велосипедов явно недостаточно. И не только велосипедов. Служба быта, на мой взгляд, в Воронеже развита мало. И это тоже направление, которое мы готовы предложить инвесторам.

На инвесткарте, о которой я говорил, будет отражена возможность предоставления того или иного муниципального объекта для тех, кто хочет заниматься таким бизнесом. А рабочая группа в администрации будет рассматривать инвестпредложения и возможность предоставления нашего объекта под те же пункты проката, например, на максимально льготных условиях.

Здесь надо четко понимать: если к нам будут обращаться за имуществом для открытия еще одной точки общепита, то рассчитывать на преференции тут не приходится, поскольку дефицита этой услуги в городе нет. А помогать мы готовы тем, кто готов занять пустующие ниши рынка.

Сейчас мы как раз начинаем исследовать – какие сегменты рынка в Воронеже недостаточно развиты.

– И когда следует ожидать появления такой карты?

– Не думаю, что ее подготовка займет много времени. Сделаем в максимально быстрый срок, опыт у меня такой есть, но называть точную дату с моей стороны было бы безответственно. Все-таки работа трудоемкая, там должно быть учтено очень многое, в том числе и, например, ментальность людей. Сейчас мы актуализируем реестр наших объектов, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что мы ничего нигде не припрятали, а готовы предоставить инвесторам все необходимое для бизнеса.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО

– С ментальностью, кажется, все не очень просто.

– Есть такое. Когда я сюда приезжал на собеседование, перемещался в такси. Говорю водителю: город у вас красивый. А он: власть совсем не занимается дорогами. И я поймал себя на мысли, что мы не всегда можем быть объективны в своих суждениях. Я поездил по многим городам и могу сказать уверенно: в Воронеже в большинстве очень хорошие дороги, поверьте. Еще раз скажу: предела совершенству нет, но надо же себе отдавать отчет в действительном положении вещей, стараться смотреть более объективно. Хотя, конечно, пословицу про то, что хорошо там, где нас нет, придумали именно в нашей стране.

– Вы собираетесь приглашать на работу в Воронеж кого-нибудь из тех, с кем трудились в Твери?

– У меня есть семья и я ее позднее сюда перевезу. Моя личная стратегия – встроиться в команду Вадима Кстенина. Чтобы более четко и в отведенные сроки выполнять поставленные передо мной задачи. Я человек результата. Если я увижу, что на ту или другую должность среди моих знакомых есть более профессионально подготовленный человек, который поможет достичь требуемого результата, я пойду к мэру просить разрешения на его приглашение. Но пока я вижу здесь достаточно профессиональный коллектив. И таких мыслей у меня не возникает.