Газета,
которая объединяет

«Наша практика признана одной из лучших в стране»

Глава управления муниципальных закупок администрации Воронежа Александр Зенин – о результатах и специфике своей деятельности
Рубрика: Экономика№63 (2235) от
Автор: Семен Самсонов

Сфера закупок – один из важнейших элементов эффективного расходования бюджетных средств. О том, что это такое и как функционирует система муниципальных закупок, «Берегу» рассказал руководитель управления муниципальных закупок администрации Воронежа Александр Зенин.

ВАЖЕН РЕЗУЛЬТАТ

– Вы возглавляете управление муниципальных закупок с 2012 года. Как это случилось?

– В 2006 году я окончил Воронежскую технологическую академию по специальности «экономист», в 2008 – защитил там же кандидатскую диссертацию, работал преподавателем экономических дисциплин. Со временем сложилось личное понимание, что необходимо стать квалифицированным специалистом в конкретной области. Поэтому в 2010 году после серии собеседований был принят на работу в специализированную организацию по осуществлению государственных закупок Воронежской области. В 2012 году поступило предложение возглавить управление муниципальных закупок администрации города.

– Но почему именно закупки?

– Сфера государственных и муниципальных закупок очень динамична, законодательство постоянно изменяется и совершенствуется, необходимо работать над собой, чтобы быть в курсе всех нововведений, которые приняты вчера, а сегодня их уже надо применять. Здесь, как нигде, твоя квалификация и профессионализм определяют конечный результат.

– Можете назвать основные результаты работы управления?

– Сформирована система мониторинга обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, что позволяет муниципалитету получать дополнительную экономию бюджетных средств. Внедрена практика применения единых начальных цен на типовые товары (продукты питания, ГСМ, строительные материалы, хозяйственные товары и др.).

Закупки из единственного источника переведены на открытые электронные процедуры, то есть фактически поставщики могут осуществлять конкурентную борьбу по прямым закупкам до 100 и 400 тыс. руб. Для доступа к таким закупкам достаточно пройти регистрацию и аккредитацию на сайте управления муниципальных закупок www.umz-vrn.etc.ru в сети Интернет. По инициативе главы города Вадима Кстенина контракты по таким закупкам будут заключаться преимущественно с победителями.

Осуществлена централизация закупочной деятельности муниципальных унитарных предприятий. При этом приоритет отдан конкурентным способам закупки.

Практика закупок Воронежа была представлена на Всероссийской премии «Бизнес-успех», учрежденной Общероссийской организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общественной палатой РФ и Агентством стратегических инициатив, где в финале признана победителем в номинации «Лучшая система закупок муниципального уровня в РФ».

РАЗОБРАТЬСЯ НЕПРОСТО

– Какие системные проблемы в вашей сфере деятельности требуют решения?

– Одной из ключевых проблем в системе контрактных отношений как для заказчиков, так и поставщиков, безусловно, является сложность закона, трактовка его норм, наличие множества подзаконных актов, что приводит к разным решениям по одним и тем же вопросам, в том числе и в судебной практике.

Чтобы сформировать у специалиста компетенции в сфере закупок, в среднем необходимо около полугода. При этом, как правило, специалист работает в команде, так как коллективно можно найти оптимальное решение. Представляю, как сложно разобраться поставщикам в данных вопросах.

Но необходимо отметить, что регулятор контрактной системы понимает данные проблемы. С 2017 года Минфин РФ значительно скорректировал №44-ФЗ на предмет смягчения требований и условий участия в закупках. Речь о сокращении сроков оплаты контракта до 30 дней, снижении суммы обеспечения заявок, разработке типовых форм заявок на участие в закупках, внедрении единого каталога товаров, работ, услуг.

НА КОНКУРЕНТНУЮ ОСНОВУ

– Существуют ли конкретные задачи, которые необходимо решить администрации в сфере закупок?

– Я бы выделил вопросы, касающиеся сокращения доли закупок у единственного поставщика и стадии исполнения контрактов. В настоящее время по поручению главы города Вадима Кстенина ведется методическая работа по переводу части закупок по прямым договорам на конкурентную основу. К таким закупкам следует отнести услуги охраны, работ капитального и текущего ремонта, услуги по медосмотрам, поставку продуктов питания. При формировании бюджета на 2019 год до заказчиков будут доведены рекомендации о проведении таких закупок только конкурентными способами.

В целях совершенствования этапа исполнения контрактов управлением разработан определенный стандарт. Фактически эта система типовых документов, которые будут регламентировать действия заказчика на стадии исполнения, начиная от процесса заключения контракта, ведения претензионной работы и заканчивая реализацией контракта. Также для принятия оперативных решений планируется внедрение мониторинга процесса исполнения контрактов, в том числе и приемки товаров.

– Какие основные тенденции развития системы закупок вы видите?

– Основное направление совершенствования контрактной системы заключается в развитии конкуренции. Эта задача закреплена в Указе президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Одним из инструментов исполнения данного документа является цифровизация закупок. С 1 января 2019 года все конкурентные закупки будут проводиться только в электронной форме. Для закупок у единственного поставщика запущен единый агрегатор торговли портал «Березка». Принимаемые меры должны мобилизовать рынок госзакупок, увеличив конкуренцию и бюджетную эффективность.

В рамках исполнения президентского указа в Воронежской области по инициативе врио губернатора Александра Гусева сформирована рабочая группа, основной задачей которой является расширение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках субъектов малого предпринимательства и местных товаропроизводителей.

Одна из главных целей состоит в переформатировании сложившейся системы закупок с учетом возможностей местных товаропроизводителей путем разукрупнения лотов или их иного формирования. Считаю, что это очень важная работа, которая позволит не только повысить конкуренцию на торгах, но и оценить реальный производственный потенциал Воронежской области.

Для выполнения поставленной задачи формируется паспорт производителей продукции. На основании сформированной базы будет налажена работа с организациями, которая будет включать анализ объемов производства, наличия разрешительных документов, соответствия товаров требованиям законодательства, формирования лотов, адресное информирование о предстоящих закупках, систематическое открытое обучение поставщиков на предмет правильного формирования и подачи заявок на участие в закупках.

Пользуясь случаем, хотел попросить откликнуться всех производителей товаров, работ, услуг и принять участие в формировании паспортов производителей продукции. Форма паспорта представлена на сайте www.umz-vrn.etc.ru в разделе «Поставщикам (производителям)/Объявления». Заполненную форму паспорта производителя необходимо направить в управление муниципальных закупок на электронную почту: munzak@cityhall.voronezh-city.ru.