Газета,
которая объединяет

Терминалом – по налу

Проект безналичной оплаты проезда стартовал в Воронеже в полном масштабе
Рубрика: Социум№69 (2241) от
Автор: Александр Саубанов

Не так уж много времени, по российским меркам, заняла эпопея 100-процентного внедрения безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Воронежа. В марте 2017-го система была запущена на двух первых маршрутах, а 15 сентября организаторы отчитались об укомплектовании терминалами всех полутора тысяч транспортных средств, курсирующих по городским магистралям.

В прошлый понедельник главный специалист городского управления транспорта, куратор проекта по внедрению безналичной оплаты Максим Захаров рассказал журналистам о первых итогах мониторинга обновленного общественного транспорта. Наблюдения пока не в пользу скептиков. Массового саботажа (который пророчили критики проекта) не наблюдалось. Из трех десятков проверенных чиновниками транспортных средств лишь в одном не было терминала оплаты. Правда, в пяти или шести маршрутках терминалы хоть и наличествовали, но не работали: якобы разрядились. Это насторожило проверяющих. Как бы то ни было, в понедельник 17 сентября проверки продолжились – уже с участием СМИ и представителей общественности.

Бригада проверяла все автобусы, останавливавшиеся у кинотеатра «Спартак». И быстро выяснила: есть маршруты «передовые», есть «троечные», среди водителей есть такие, с которыми придется разбираться отдельно. Но пока их всех объединяет одно: крайне малое число воспользовавшихся терминалами оплаты.

– Визгу много, шерсти мало, – весело прокомментировал водитель автобуса №9КС Владимир.

Однако у него терминал лежит на видном месте, работает, и пятеро человек уже им воспользовались. Вот еще один автобус №9КС – здесь терминал лежал уже чуть в глубине водительской кабины. В результате устройство опробовали два пассажира. А вот в микроавтобусе 88-го маршрута аппарат пребывал в нише, да еще был прикрыт сверху картонной коробкой – неудивительно, что результат здесь нулевой. В одной маршрутке терминал «разрядился».

– А нам вообще не раздали оборудование, – буркнул водитель «Двадцатки».

– Странно, это маршрут АТП-1, – озадачен Максим Захаров. – Всем перевозчикам распределили оборудование своевременно.

Возможно, это временные организационные издержки стартового периода – сигналы подобного рода специалисты транспортного управления принимают по телефону 228-37-82. Случаются и технические сбои – тут уже обращаться надо к исполнителям программ – подразделениям Сбербанка (муниципальный транспорт) и Газпромбанка (частные перевозчики).

Сложнее всего, пожалуй, будет побороть «мягкий саботаж» водителей (ну с какой стати будут разряжаться в первые часы новенькие устройства, которые и нагрузки толком еще никакой не получили?). И чем меньше транспорт по габаритам – тем масштабнее подобного рода проблемы. Специалисты с нами соглашаются: увы, водители микроавтобусов привыкли иметь дело с непрозрачными денежными потоками, когда не надо делиться ни с банком, ни с государством, да и от хозяина маршрута можно часть выручки утаить.

И без постоянного контроля систему не переломить.

Есть и другое наблюдение: наибольшим спросом безналичная оплата пользуется у молодежи, студентов. Но публика постарше настороженно относится к новшеству.

– Вот еще, буду из-за 17 рублей карточку «светить», – объясняет нам одна из таких пассажирок. – Чтобы потом рекламу мне слали.

Похоже, женщина еще не знает, что «засветить карточку» в защищенном банковском канале связи практически невозможно.

На остановке мы познакомились с приезжим из Липецка. В соседнем регионе с 2010 года внедряется проект транспортных карт – и выгода при пользовании ими достигает 25%. И там, уверил нас липчанин, картами пользуются почти все. Убедительная выгода сама ломает страхи.

А нам понадобится еще и агитация с пропагандой.