Газета,
которая объединяет

Бизнес-матриархат

Женщины все активнее развивают малое предпринимательство в регионе
Рубрика: Социум№78 (2250) от
Автор: Ирина Лазарева

Ребенок – не помеха для открытия собственного дела. Доказать это и построить бизнес с маленькими детьми на руках решились 53 жительницы Воронежской области, принявшие участие в федеральном образовательном проекте «Мама-предприниматель». Школа бизнеса для тех, кто в декрете, была организована в Воронеже в третий раз.

СТАРТОВАЛИ С НУЛЯ

Продавать сумки, искусно создавать уют в доме, печь хлеб, а также заниматься сложнейшими IТ-разработками и делать из дерева настоящие шедевры скульптуры… Женщины даже в неженский бизнес сегодня идут с удовольствием. И это, кстати, дает им конкурентное преимущество – второй год подряд в «Маме-предпринимателе» побеждают проекты в сфере столярного производства, и победительницы получают по 100 тыс. руб. на развитие собственного дела.

– Я пришла сюда «с нулем», не понимая, какой продукт я могу предложить потенциальному покупателю. Но хотела заниматься столярным производством. В процессе возникла идея создавать подставки под цветы, но лекции бизнес-тренеров открыли мне глаза: сегодня продукт не востребован на рынке, – рассказывает победительница Екатерина Чернова. – Делать из дерева кенди-бары – подставки для сладостей, которые есть на каждом детском празднике, я решила буквально за день до защиты проекта. Но победить я и не надеялась! В прошлом году выиграла девушка с аналогичным производством, а потому мне казалось, что выберут что-то совершенно иное.

100 тыс. руб. в качестве стартового капитала – приличная сумма, на которую можно приобрести инструменты и оборудовать мини-мастерскую. В этом убеждена и победительница прошлого сезона Маргарита Дерусова, которая занимается производством детской мебели. Правда, ее призовой фонд оказался больше – 200 тыс. руб., но и бизнес у девушки гораздо масштабнее. В нынешнем году суммы всех грантов снизились, это связано с тем, что образовательный проект теперь реализуется уже в 50 российских городах. Наверное, можно назвать это распылением средств, но организаторам, как говорится, виднее.

– Критериев оценки проектов очень много. Мы учитываем не только то, насколько идея проработана с точки зрения бизнес-плана. Объем гранта должен быть близок к объему средств, которые реально нужны для воплощения бизнес-идеи, – объясняет директор Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Константин Корнев. – Есть очень хорошие проекты, но ста тысяч рублей для старта им маловато будет.

Нина Маликова предложила, к примеру, открыть центр дополнительного профессионального образования по околомедицинским специальностям – массаж, косметология, логопедия и дефектология. Стандарты постоянно меняются, специалистам нужно повышать свою квалификацию, особенно это важно при работе с детьми. Маликова уверена, что этот бизнес будет востребован. Мария Гришина мечтает создать своего рода семейный консультационный центр, куда будут приезжать известные врачи для консультации детей с ограниченными возможностями. Тут затраты для старта – не по карману. Выиграть этим бизнес-леди не удалось, но в пятерку лучших они попали.

– Мамы должны адаптироваться в нынешней экономике, иметь возможность делать свой бизнес и самореализовываться. Образовательный проект «Мама-предприниматель» – это не просто рассказ о том, как платить налоги и создавать бизнес-план, но и своего рода мастер-класс на тему того, как это делать женщине в непростой жизненной ситуации, в которой она находится, – убеждена руководитель регионального департамента предпринимательства и торговли Галина Абричкина.

ФАКТОРЫ РОСТА

Развитие малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день считается приоритетным направлением в стратегии развития регионов и страны в целом, а женский бизнес и вовсе является одним из новых драйверов экономики. Причем отнюдь не второго плана. Отсюда – и широкий диапазон форм его государственной поддержки.

– В Воронежской области 90 тыс. малых предпринимателей (два года назад их было 85 тыс. – прим. авт.), и половина из них занимается торговлей. Это рентабельно. Но сегодня наша основная цель – развивать производственные направления бизнеса. Это создание новых рабочих мест и развитие инвестиционной привлекательности региона, – говорит Корнев.

К слову, заинтересовать бизнесом маму в декрете очень просто, потому что такие женщины все чаще задумываются над дополнительным заработком и хотят самореализовываться. Согласно опросу, проведенному организаторами проекта «Мама-предприниматель», 73% российских женщин положительно относятся к перспективе создания собственного бизнеса, а почти 50% – готовы его начать. Также называется цифра, говорящая о том, что больше половины российских женщин, имеющих собственный бизнес, начали его после рождения ребенка.