Газета,
которая объединяет

Уйти по-английски

Как началась и чем завершится драматическая история Castorama в Воронеже
Рубрика: Социум№86 (2258) от
Автор: Александр Саубанов

Ну вот, только что мы были свидетелями «ухода по-немецки» гипермаркетов сети «МедиаМаркт» с псевдораспродажами устаревающего компьютерного и кухонного «железа». А теперь нам объявили, что предстоит «прощание по-английски». Британская компания-ретейлер Kingfisher, владеющая гипермаркетом стройматериалов Castorama, заявила о выводе бизнеса из России, сообщили деловые СМИ.

Можно было бы увидеть в этом намерении очередной признак кризиса, если не вспомнить историю прихода «Касторамы» в Воронеж десятилетней давности. Тогда на дворе кризис был покрепче нынешнего – с падением производства, ростом безработицы, нестоянием рубля и проч…

Корреспонденту «Берега» доводилось в свое время подробно освещать перипетии этой истории – она по-настоящему драматична. О проекте газеты поначалу сообщали радостно. Воронеж был девятым в программе развития сети – и этот выбор грел душу признанием нашей инвестиционной привлекательности.

Первый куб бетона в основание гипермаркета «Град» был залит под проект «Касторамы» – она должна была стать якорным оператором ТЦ. Но время, напомним, было нервное, безденежное. Пути партнеров разошлись. Англичане стали подбирать собственную площадку для строительства.

И тут же попали в топ негативных новостей – из-за необходимости вырубать деревья на пр.Патриотов. Активисты вышли протестовать, депутаты в гордуме поскандалили, но кончилось тем, что власти обложили инвесторов огромными компенсационными выплатами, заставили высадить новые деревья, обновить инфраструктуру… В общем, за удовольствие угнездиться в Воронеже компания заплатила более 100 млн руб.

Вскоре выяснилось: такие перемены обернулись во благо потребителю. «Град» привел достойного конкурента – «Леруа Мерлен». Именно эти гипермаркеты в первую очередь привлекали инорегиональных гостей города на «шопинг выходного дня».

Но стратегия развития глобальных гигантов полна таинственности: выведенные из России (а также, если это кого-то утешит, из Испании и Португалии) деньги пойдут на развитие бизнеса во Франции. Где тоже падают продажи. Нам этой логики не понять.

Пресс-служба ООО «Касторама Рус» более подробных комментариев не дает: о чем, мол, говорить, если пока неясно, как будет сворачиваться сеть: путем оптовой или поштучной продажи. Даже многие из 200 работников воронежской «Касторамы» узнали о грядущем закрытии только из СМИ.

Впрочем, логичнее всего предположить, что воронежский магазин выкупит сеть аналогичной специализации – и обойдется без тотальных сокращений. Место, с таким трудом обжитое, с множеством протоптанных к нему потребительских троп, пустовать не должно.