Газета,
которая объединяет

«В лаптях и по паркету»

Народная артистка РФ Татьяна Фролова – о проблемах региональных театров
Рубрика: Культура№4 (2272) от
Автор: Ирина Лазарева

Денег нет, но вы держитесь – так работники театров обычно шутят о себе. Труд, надо сказать, неблагодарный – часто за отсутствием финансирования в декорации превращаются даже мусорные пакеты, а зарплата рядовых актеров так мала, что основной работой становятся «шабашки». Развитие и поддержка искусства, в том числе театрального, отнюдь не первоочередная задача для государства, а потому и выживать театрам приходится на чистом энтузиазме работников.

Объявленный в стране Год театра сулит перемены, однако станут ли они реальным шагом на пути к качественным изменениям, а не обычной пиар-кампанией, зависит от многих факторов. Об этом – в интервью с председателем воронежского отделения Союза театральных деятелей России, народной артисткой РФ Татьяной Фроловой.

В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ

– Татьяна Александровна, объявление 2019-го Годом театра – событие для служителей сцены крайне важное. Чем тематический год будет наполнен в Воронеже?

– В первую очередь, конечно, новыми спектаклями. К примеру, в театре оперы и балета к этому событию при­урочили премьеру балета «Спящая красавица». Этой постановки не видели на нашей сцене больше двадцати лет! В программе Платоновского фестиваля анонсированы два местных проекта – драмтеатр им. Кольцова готовит «Улитку на склоне» по братьям Стругацким, а Камерный – «Кабалу святош» по Булгакову. Режиссеры уже работают над постановками. И эти спектакли останутся в Воронеже по завершении фестиваля. Курс будет взят на развитие и укреп­ление гастрольной деятельности. Наши театры будут принимать гостей и сами поедут к ним. Думаю, что такой акцент в корне верный, ведь в какой-то момент гастрольная деятельность почти прекратила свое существование, потому что это действительно дорого. Хорошо, что сейчас обратили внимание на вопросы местного значения.

Готовится серия творческих вечеров, посвященных памяти выдающихся театральных деятелей, а также ряд встреч с известными воронежскими артистами. Состоится традиционная премия «Браво!», и судить в этот раз будут сразу четыре экспертных совета по направлениям. В итоговом заседании комиссии примут участие приглашенные из Москвы специалисты. Сохранится традиция капустников.

СТРАТЕГИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

– Планов, по вашим словам, громадье. Но в начале месяца на страницах специализированных изданий написали: «Год театра наступил, а театральных новостей нет. По крайней мере, тех, что заслуживают внимания». Особенно досталось регионам…

– Ну, а что мы еще можем сделать? На улицы с транспарантами выйти и кричать, что мы отмечаем Год театра? Такая новость точно попадет на федеральные ресурсы, только не уверена, что в сводки о культуре. Повторюсь, по премьерным спектаклям, организации вечеров памяти работа ведется колоссальная. Упомянутая «Спящая красавица» – наисложнейшее произведение, чтобы его станцевать, все балерины в труппе по профессиональному уровню должны быть солистками. Поставить шедевр мировой классики в Год театра – просто феерично. К тому же несколько воронежских спектаклей номинированы на «Золотую маску». Наши артисты балета Иван Негробов и выпускница хорео­графического училища двухлетней давности Лиза Корнеева поборются с примами и солистами Большого театра в одной номинации. Спектакль «Корсар» станцуют на сцене театра Станиславского. На моей памяти такого не было никогда! В Москве покажут «Антигону» Камерного театра, а также проект «100% Воронеж». В театре кукол собираются открыть детскую типографию. Мне кажется, это очень неплохо.

– При всем при этом не секрет, что Александр Калягин (председатель Союза театральных деятелей России – прим. авт.) как-то оговорился о важности того, чтобы Год театра не оказался бы столь же провальным, как Год кино. Отчего такие мысли?

– В этом году нашим театрам будет оказана дополнительная финансовая поддержка, а театр оперы и балета, театр кукол будут отремонтированы. Укрепления нашей материально-технической базы мы ждем в первую очередь. А то выходит в лаптях да по паркету. Понимаете, Владимир Путин недавно заявил, что мало кто из жителей регионов имеет

возможность приехать в Москву, чтобы ознакомиться с местным искусством, а значит, нужно в регионах создавать площадки, которые могли бы столичные коллективы принимать. Но Воронеж в этом отношении уникальный. Нам не надо ничего создавать, у нас все есть. Важно создать условия.

Помимо этого есть ряд других нерешенных вопросов. Я говорю о мерах поддержки театральных деятелей – молодых, пенсионеров, многодетных семей, тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. К сожалению, мы нередко видим, в каких убогих условиях некогда известнейшие артисты доживают свой век. Сегодня квартир за выслугу лет не дают, а зарплаты такие, что артистам приходится вести корпоративы или работать на трех работах. А все это нередко «тянут» на сцену, это видно. Актер драмтеатра Сергей Карпов на заседании театральных деятелей затронул хорошую тему – когда мы были молодыми, существовали специальные премии для нас, к примеру, Ленинского комсомола. Ты приходил в театр и понимал – звезда! Сейчас ничего этого нет, потому что закона нет.

Александр Калягин итогом Года театра хочет видеть некий свод законов, который укрепит положение театральных деятелей и в будущем.