Газета,
которая объединяет

«Стали чаще идти на мировую»

С какими вопросами потребители больше всего обращаются в суд
Рубрика: Социум№19 (2287) от
Автор: Наталия Осадчая

В минувшую пятницу во всем мире отмечался День защиты прав потребителей. Руководитель общественной организации «Лига потребителей» Александра Тищенко рассказала «Берегу», как изменились за последние годы взаимоотношения покупателей и продавцов и с какими претензиями граждане чаще всего обращаются в суд.

– Александра Олеговна, на что чаще всего жалуются покупатели?

– Лидерами по числу претензий к качеству товаров были и остаются бытовая техника, мобильные телефоны, мебель, то есть те предметы, которыми люди пользуются ежедневно. Затем идут строительные услуги и некачественные строительные конструкции, в частности из ПВХ, услуги по отделке помещений.

– Изменился ли за последние два-три года круг вопросов, с которыми потребители идут в суд?

– За последние несколько лет выросло количество обращений, касающихся сферы ЖКХ. Просвещение граждан в данных вопросах стало весьма интенсивным, потребители больше узнают о своих правах и хотят их защитить. Люди не согласны оплачивать завышенные тарифы по ЖКУ, по общедомовым нуждам.

Появилась еще категория жалоб на услуги в сфере красоты и медицины. В Воронеже, как и в других городах страны, стали массово открываться клиники, которые оказывают подобные услуги. Многие из них изначально приглашают клиентов на бесплатную консультацию, а потом продают им дорогостоящие услуги, причем – в кредит. Бывает, что люди иногда даже не понимают, за что платят. Мы успешно возвращали пострадавшим эти деньги, причем с учетом процентов, которые граждане выплачивали за кредит. Также истцы получали и моральную компенсацию.

– Насколько выигрышны судебные иски в сфере ЖКХ?

– Иски часто удачны, если вести правильную политику по подготовке документов и доказательной базы. Если речь идет об оплате коммунальных услуг, которые завышены, то здесь важно сделать правильный расчет, опираясь на букву закона. Также граждане обращаются в суд и по поводу, например, ненадлежащего обслуживания инженерного оборудования, которое приводит к течи тех же стояков водоснабжения, или несвоевременного ремонта кровли, из-за чего происходят протечки в квартире и повреждение имущества. Категория возмещения убытков по вине обслуживающих организаций, как правило, выигрышная.

– Потребители стали более грамотными. Изменилось ли в связи с этим поведение продавцов?

– Могу оценить период за последние пять лет – продавцы стали чаще идти на мировую, особенно крупные торговые сети, потому что уже накопили собственную судебную практику.

– Насколько результативно работает защита прав потребителей при интернет-продажах?

– Дистанционные продажи за те же пять лет стали очень популярны, а для многих граждан они являются едва ли не основным способом приобретения товаров. Но нарушения здесь тоже нередки.

Чтобы выиграть дело у интернет-продавца, главное – найти ответчика. В роли продавца зачастую выступают фирмы-фантомы, привлечь к ответственности которых крайне сложно.

– Какое дело для потребителя будет заведомо проигрышным?

– Если недостаток в товаре возник по вине потребителя, то есть при неправильной его эксплуатации, то дело – заведомо проигрышное. Добросовестный юрист никогда не возьмется за такое дело.

– Как вести себя потребителю, если он считает, что стал жертвой недобросовестного продавца?

– Могу сказать по своему опыту, что потребитель интуитивно чувствует, что его права нарушены. Если вам кажется, что вы купили некачественный товар или вам оказали некачественную услугу, нужно обратиться к юристу в Общество защиты прав потребителей.

Убедившись, что ваши права действительно нарушены, следует написать претензию к продавцу (поставщику услуг), которая должна быть составлена грамотно, в соответствии с нормами закона. В законодательстве претензионный порядок при защите прав потребителя не обязателен. Однако не стоит лишать себя шанса на досудебное решение вопроса. Кроме того, если потребитель в суде представит претензию, которую продавец не удовлетворил, то истец может получить более высокую компенсацию.

НЕ ВЕРЬТЕ

Несмотря на то, что средства массовой информации писали о новом виде мошенничества с банковскими картами, некоторые воронежцы все-таки стали его жертвами.

Если вам поступил звонок о блокировке платежной карты, положите трубку и позвоните по горячей линии в свой банк – и только по номерам, которые указаны на обратной стороне карты или в договоре на ее выпуск. Также проверить подлинность полученной информации можно с помощью банкомата: запросите баланс или снимите немного денег. Если карта действительно заблокирована, то вы не сможете совершить по ней никаких действий.

Если с вашей карты все же списали деньги, разъясняют в Центробанке, то нужно сразу позвонить в банк, рассказать о мошеннической операции и заблокировать карту. После этого обратитесь в банк, попросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме и идите в полицию с заявлением о хищении.

ПОД ТЕКСТ

Вас ждет «цифра»

В Воронежской области в начале лета отключат аналоговое телевидение. В областном телерадиопередающем центре объяснили, как это произойдет. 3 июня на экранах телевизоров, которые принимали аналоговое вещание, останется картинка, на которой будет указан телефон для информации –что необходимо сделать, если граждане еще не перешли на «цифру».

Пугаться нововведения не стоит. На самом деле большинство жителей Воронежа уже смотрят ТВ-каналы именно в этом формате. Цифровой сигнал сегодня – это 20 каналов высокой четкости, которые транслируются бесплатно и принимаются при помощи ТВ-приставок или современных телевизоров, имеющих встроенные ресиверы. Почти все популярные модели телевизоров, выпущенные после 2015 года, имеют такие ресиверы.

Как проверить, можете ли вы принимать «цифру»? Включите каналы и посмотрите, транслируются ли они с литерой «А», которая означает, что вы принимаете аналог. Стоит просто перенастроить телевизор. Если настроиться на цифровую картинку нет возможности, нужно будет покупать специальную приставку.

В многоквартирных домах управляющие компании должны озаботиться приемом цифрового сигнала всеми жителями, установить спутниковую антенну и обеспечить доступ к ней.

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане могут получить материальную помощь на приобретение оборудования для приема цифрового ТВ-сигнала.

Размер установленной единовременной выплаты не будет превышать 1 тыс. руб. Матпомощь при переходе на цифровое вещание будут выплачивать управы районов. Там же можно узнать и о перечне документов для получения матпомощи. Покупку можно осуществить уже сейчас, но не позже 1 августа 2019 года.