Газета,
которая объединяет

Школа искусств

Глава управления культуры Андрей Харитонов – о детских предпочтениях, участии в нацпроекте и педагогах-энтузиастах
Рубрика: Культура№26 (2294) от
Автор: Ирина Лазарева

Почти у каждого знаменитого артиста, музыканта и художника за плечами знания и навыки, полученные от педагогов детских школ искусств. Именно здесь – в творческой кузнице – они делали свои первые шаги к профессиональной сцене, ошибались и побеждали. «Искусство в поколениях» – новый проект газеты «Берег», в котором мы постараемся рассказать об одаренных детях столицы Черноземья и тех, кто помогает им раскрыть талант.

Открываем проект интервью с руководителем управления культуры мэрии Воронежа Андреем Харитоновым, который рассказал о повседневных нуждах школ искусств, их финансировании и о самом главном, что в них есть, – детях.

ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ, А НЕ ЗАКРЫВАТЬ

– В нашем городе 18 детских школ искусств. Хватает ли миллионному Воронежу?

– Обеспеченность школами искусств у нас удовлетворительная: мы имеем 17 школ с музыкальным уклоном и одну художественную. Мне как руководителю хотелось бы, чтобы учреждений подобного типа было больше.

Потребность в них однозначно есть, ведь ведется активная застройка новых микрорайонов. К примеру, в Тенистом очень непростая ситуация: ближайшая к поселку школа искусств – на ул.Маршака или в Шилово. Но этот вопрос будет скоро закрыт за счет строительства многофункционального культурного центра, который включит и библиотеку, и КДЦ (культурно-досуговый центр – прим. авт.), и школу искусств.

Наша основная задача заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для обучения детей, дать им возможность получить музыкальное или художественное образование в непосредственной близости к дому. Ну а возвести школу с полным комплексом отделений, большими репетиционными залами, своим штатом и администрацией не всегда возможно. К тому же не всегда резонно – предложение должно соответствовать спросу. Поэтому мы пошли по пути освоения новых помещений, то есть открытия филиалов школ искусств, а не создания новых юридических наименований.

Так, в предыдущие два года мы перепрофилировали четыре дополнительных помещения, переданных управлению городом. В этом году еще четыре филиала будут введены в эксплуатацию. Также некоторые школы искусств базируются в общеобразовательных учреждениях, где нет второй смены.

– С 2016 года в России наблюдается тенденция реорганизации школ искусств и в отдельных случаях закрытие хоровых и народных отделений. Выходит, Воронеж это не затронуло?

– Начиная с 90-х годов ни одна школа искусств не была закрыта. Скорее, напротив – во многих учреждениях появились новые отделения. Чаще театральные, хореографические и художественные.

Другое дело, что падение интереса к некоторым направлениям действительно наблюдается. Падает спрос на традиционно русские виды искусств – обу­чение игре на классической балалайке, гуслях, баяне, аккордеоне. Не очень большой популярностью пользуются скрипка и виолончель. Да, где-то есть недобор, но это не повод закрывать эти отделения. Напротив, педагоги прилагают максимум усилий, чтобы сохранить такие важные для нашей страны виды искусств.

В ОЖИДАНИИ ОБНОВЛЕНИЯ

– В школах искусств немало одаренных детей, которые становятся лауреатами городских и региональных, международных конкурсов. Не мешают ли гастроли образовательному процессу?

– Нет, потому что гастроли – это итог труднейшего творческого процесса и подготовки. И то, ради чего вообще все это делается. Благодаря участию в конкурсах и фестивалях различных уровней преподаватели повышают свое профессиональное мастерство, а учащиеся оттачивают исполнительские навыки, привыкают выступать на публике.

Проблема – в другом. Уже 30 лет не выделяют средств на поездки и пошив костюмов для хореографических коллективов, далеко не всегда мы имеем возможность обновить материально-техническую базу. Для примера: концертный баян стоит несколько сотен тысяч! Финансирования хватает лишь на первостепенные нужды – оплату услуг ЖКХ, зарплаты сотрудникам и немного на текущий ремонт. Выкручиваемся с помощью внебюджетных источников – это благотворители, меценаты.

Но благодаря участию в нацпроекте «Культура» получили 40 миллионов рублей, и шесть школ искусств (школы №2, 7, 11, 12, 16, 14 – прим. авт.) ждут теперь обновления. Там будут установлены интерактивные доски, в классах появятся новые парты, расширится книжный фонд, обновятся музыкальные инструменты.

– Есть же еще новый проект министерства культуры «Детские школы искусств – достояние России», который предполагает фактически передачу учреждений из муниципальной собственности в ведение региона. Будет ли Воронеж участвовать в этом проекте и какие школы искусств в таком случае могут получить новый статус?

– Мы внимательно отслеживаем реализацию проекта, и суть его в передаче не прав собственности, а ряда полномочий. Инициатива участвовать в проекте должна исходить от департамента культуры, это в его компетенции. Но пока этот вопрос в Воронеже не обсуждался. Впрочем, это и к лучшему. В пилотном проекте участвуют Саратовская, Томская и Курская области, на их примере мы сможем отследить и понять, будет ли от него ощутимая польза.

СЛУЖЕНИЕ БОЛЬШОМУ

– Воронежские абитуриенты поступают во все уголки России и не только. И домой заниматься профессией возвращаются не все. Профессионалов в школах искусств достаточно?

– Наши школы искусств – кузница кадров для сферы искусства страны в целом. И в этом нет ничего плохого. Напротив, это показатель профессионализма наших педагогов. В то же время дефицита кадров в местном искусстве у нас не отмечается, впрочем, как и текучки.

– А вы рассматриваете обу­чение в школе искусств с точки зрения общего развития или все же делаете упор на воспитание профессионалов?

– Конечно, достижение результатов детьми – один из критериев оценки нашей работы, но, на мой взгляд, «все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле». Это фраза немецкого драматурга Бертольда Брехта, и ею он старался подчеркнуть социальную функцию искусства. Словом, не так важна статистика, как задача помочь ребенку разобраться в эстетике, чувствах, в этом мире, задача обогатить его душу и способствовать формированию личности.