Газета,
которая объединяет

Живее всех «живых и мертвых»

В этом воронежском парке похоронен Евгений Онегин
Рубрика: Социум№23 (2291) от
Автор: Владимир Размустов

На улице 20-летия Октября началась реконструкция подземного перехода. Рядом – цирк и парк имени Дурова. А старожилы скажут – ЖиМ. Почему? Заглянем в прошлое.

КЛАДБИЩЕ НА ЧИЖОВКЕ

В XIX веке – это пригород. Чижовская слобода была крупным населенным пунктом, волостным центром. Большая Чижовская улица (сейчас 20-летия Октября) делила слободу на Ближнюю и Дальнюю, растянувшиеся вдоль реки.

Пошла Чижовка и на север – в первой половине XIX века прирастает Новой Слободкой. Прежнее название улицы Моисеева – Новослободская (расстрелянный «белыми» большевик-руководитель А.Моисеев был похоронен на кладбище рядом, могила утрачена – прим. авт.).

Возникло это кладбище в 1828 году для жителей Ближней Чижовки, и его территория значительно расширилась в 1831 и 1832 гг. из-за эпидемии холеры; местность была не заселена, хоронить здесь посчитали безопасным для города, и тогда на чижовской земле нашли последнее пристанище несколько тысяч воронежцев. Так Новостроящееся кладбище стало общегородским.

ХРАМ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Кладбищенский храм долго строился на пожертвования купцов Аврамовых и Безруковых. Но здание в стиле классицизма получилось примечательным – благодаря проекту губернского архитектора Ивана Блицина. Один из приделов посвятили воронежскому святителю, тогда канонизированному Русской православной церковью. Всесвятская (Ново-Митрофановская, Новостроящаяся) церковь была завершена к 1951 году. Названия разные потому, что горожане церковь называли по имени кладбища, официальное его название – Ново-Митрофановское – в обиходе не приживалось.

Видный купец-благотворитель Алексей Клочков, как выяснил историк Павел Попов, был старостой храма с начала 1880-х и многое благоустроил не только в храме – захоронения упорядочили, заложили аллеи, провели водопровод, посадили много деревьев. Кстати, склеп семьи Клочковых, выполненный в готическом стиле по проекту известного воронежского архитектора Мысловского рядом с храмом, выделялся на дореволюционных фото.

ЗНАМЕНИТЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

За столетнюю историю здесь похоронили десятки тыс. людей. Чиновники, дворяне, офицеры и отставные генералы, деятели культуры, рядовые воронежцы. Много покоилось купцов, поскольку кладбище примыкало к коммерческой части города. Свой участок на кладбище имел и Митрофановский монастырь.

Наиболее известны, конечно, могилы двух знаковых воронежских поэтов. В ноябре 1842 года был похоронен поэт Алексей Кольцов. В 1861 году практически рядом погребли поэта Ивана Никитина.

Дореволюционных журналистов и публику также привлекало надгробие похороненного здесь актера: «Евгений Иванович Онегин. Скончался 1872 года августа 20 дня в 9 часов вечера».

Более знатных и богатых хоронили ближе к храму. Сейчас на этих территориях располагаются цирк и торговый центр.

«А ВМЕСТО СЕРДЦА…»

Город тяжело выходил из разрухи гражданской войны, пока не стал столицей ЦЧО – пошло финансирование «из центра», стали строиться заводы, общественные здания, власти смогли заняться и благоустройством «по-новому».

Согласно отчету горсовета, в конце 1920-х были закрыты кладбища: Чугуновское, Лютеранское, Старообрядческое и Алексеевского монастыря. Действующими оставались три кладбища: Еврейское, Ново-Митрофановское и Терновое. По

постановлению горсовета 1930 года Чугуновское, Лютеранское кладбища и Алексеевского монастыря предназначены под «сады общественного пользования». Но проект не был до конца реализован. А для завода №16 (находился примерно на территории современного мехзавода – прим. авт.) по-стахановски ударными темпами на кладбище разбили парк. Поэтому применительно к данному месту появилось народное название ЖиМ (живых и мертвых).

Жительница Воронежа Валентина Мальгина вспоминает: «Мой дедушка, умерший в 1925 году, был похоронен на этом кладбище. В 1934 году предлагали за счет государства перенести прах умерших на новое Коминтерновское кладбище – в связи с закрытием Ново-Митрофановского. Бабушка отказалась, потому что верующие люди считали, что прах умершего тревожить нельзя. Сохранились ли в земле его косточки или были выброшены при строительстве цирка и ТЦ «Европа», мне неизвестно».

Воронежский завод №16 был одним из ведущих в сфере самолетостроения страны. В середине 1930-х стал единственным предприятием отрасли по выпуску моторов для знаменитого По-2 (У-2), используемого для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине. В 1939-м завод получает задание освоить новый мотор для знаменитого впоследствии пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Воронежские газеты тогда отмечали: «В рекордный срок – два месяца – создан парк воронежского завода №16. Выстроены летний кинотеатр, эстрада, читальня, танцевальная площадка, кафе. В глубине парка – два тира. Большая территория отведена под спортивный городок. Здесь строится полоса препятствий для сдачи норм на значок ГТО, оборудуется теннисный корт, две волейбольные, баскетбольная и крокетная площадки, душ. Невдалеке устанавливаются аттракционы: «летающие люди», «лодки-качели», «гигантские шаги».

Парк открыли в июле 1940-го. «Еще сравнительно недавно огромный зеленый массив был заброшен. Сейчас эту местность трудно узнать – настолько она изменилась. Массив обрамлен высокой оградой. У входа – красивая арка. В центре главной аллеи – монументальная скульптура товарища Сталина. Вокруг – цветочные клумбы и газоны», – писали в газетах.

Когда немцы захватили правобережную часть Воронежа летом 1942-го, в городских скверах появляются их захоронения. И здесь было одно из крупных – кладбище немецкого 57-го пехотного полка.

РОКИРОВОЧКА ВЫШЛА

После войны сквер восстанавливался как парк культуры и отдыха для «трудящихся Ворошиловского района».

После реконструкции 1952 года со стороны улицы 20-летия Октября был построен главный вход. Недалеко от него – фонтан. К услугам посетителей парка – киноплощадка, эстрада, читальня, спортивные площадки.

Потом район окрестили Ленинским.

Хорошо помню, как в 1968 году дедушка водил меня в цирк на представление знаменитого клоуна Карандаша с черным скотч-терьером Кляксой. Цирк-шапито тогда стационарно располагался в Первомайском саду (на месте Благовещенского собора). А кладбищенскую Новостроящуюся церковь закрыли в 1930-х, окончательно разрушив с началом строительства цирка в 1965 году. Такая вот произошла «рокировка».

В 70-е годы «сталинское» парковое великолепие исчезло, парк власти подзапустили. Была «Зеленая эстрада» с бесплатными концертами и танцами. Шахматный клуб со столиками для игры. Когда построили цирк, артисты практиковали выходы к детям в парк, потом это ушло.

А молодежь стремилась сюда вечером на танцплощадку «социализироваться». Ну и по старой русской традиции возникали кулачные «ристалища» «чижовских» с «центровыми».

КОГДА НАСТУПИТ ПОКОЙ?

Согласно строительному проекту 1964 года, здание нового цирка отодвигали вглубь территории на 100 метров, чтобы сохранить возможность «в будущем организовать рациональную транспортную развязку в двух уровнях на пересечении улиц 20-летия Октября и Кирова».

Переноса могил для организации «Литературного некрополя» не было, как считают некоторые воронежцы. Это – сохраненный кусочек того самого кладбища. Вокруг мемориала под асфальтом, да и в нем самом под ступенями и плиточными дорожками могилы других воронежцев, а надгробия утрачены. После войны в разрушенном Воронеже надгробные плиты часто использовали в качестве стройматериалов.

Многие могилы в этой «элитной» части кладбища были выполнены в виде склепов, со сводами из красного кирпича. И старожилы рассказывали про кости, выдергиваемые ковшом экскаватора вместе с землей и кирпичами.

Про золото в склепах также ходили легенды. Как свидетельствовал Павел Попов в газете «Воронежский курьер», «…в первой половине 1980-х, когда рядом копали траншеи – обычная для Воронежа картина – извлекли, разрушили склепы с покойниками, и народ кинулся искать, отрывать под землей золото (пришлось оцеплять яму милицией)».

В 2000-х покой погребенных воронежцев вновь был нарушен строительством торгового центра на углу улицы 20-летия Октября и Ворошилова.

С начала 90-х на территории кладбища ведется строительство храма во имя Димитрия Солунского. Здесь собрано несколько сохранившихся старых надгробий. И есть могильный холм с крестом, куда перенесены человеческие останки, которые были найдены во время строительства храма. «Храм еще находится в процессе постройки. Со временем мы обязательно огородим место, где лежат надгробия, там будут проходить панихиды», – комментировал СМИ в 2017 г. настоятель храма во имя великомученика Димитрия Солунского иеромонах Макарий.

И мне говорили несколько старожилов, что они обладают информацией о захоронении их предков именно на Ново-Митрофановском кладбище. Конечно, у этих людей душа болит оттого, что «места памяти», куда можно положить цветы, зажечь свечу, нет. Как-то нецивилизованно это. Нужно построить что-то вроде мемориала, а заодно и рассказать об истории этого места и о том, какие люди были тут захоронены. И мне кажется, не надо переводить стрелки на храм и ждать завершения его строительства, и так затянувшегося. Это не вопрос воронежской епархии, это вопрос к власти.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Сам парк не назовешь, как в 1940-м, «огромным зеленым массивом». Он обустроен лишь частично. На пустыре, ближе к ул.Моисеева, гуляют с собаками («а куда ж им?»), несмотря на таблички «Выгул собак в парке запрещен». В центре –

огороженный участок земли с развалившейся беседкой бывшего шахматного клуба, и несколько лет подряд там «выращивается» сорная трава. Фонтан изредка работает. Появление памятника Анатолию Дурову в парке его имени власти анонсируют с 2007 г.

Но у воронежцев всех возрастов ЖиМ продолжает пользоваться популярностью – все-таки «зеленый островок» в центре города.

Для меня символом, «талисманом» этого парка стал Петр Федорович (или «хотите – без отчества, называйте меня дядя Петя», как он мне сказал). «Дяде Пете» 87 лет, я заставал его в ЖиМе в любую погоду, в дождь, в метель. Каждый день в 9-10 утра он быстрой походкой нарезает круги в парке, по нескольку раз до минуты держит гимнастический «уголок» на турнике. С удовольствием общается со всеми, кто ему улыбнется, включая малышню и мамочек с колясками, рассказывая о пользе активного образа жизни.

Встретите утром в парке – поприветствуйте Петра Федоровича, пожелайте ему бодрости и долголетия, и хорошее настроение (по крайней мере, на время) вам гарантирую.