Газета,
которая объединяет

Утилизация по-советски

Как в СССР решалась проблема отходов и вторсырья
Рубрика: Социум№23 (2291) от
Автор: Владимир Размустов

В 2019 году стартовала мусорная реформа. То, что бытовые и промышленные отходы стали в России серьезной экологической проблемой, уже понимают все. Площадь только несанкционированных свалок в стране равна площади Швейцарии. В европейских странах больше половины мусора отправляют на переработку. В России эти цифра пока мизерная: всего 5%, остальное свозят на свалки. Та же Швейцария, если слушать экспертов, перерабатывает до 90% своих отходов.

РАЗВЕТВЛЕННАЯ СЕТЬ

Рожденные в СССР помнят, как тогда решалась проблема отходов. Во-первых, отходов как таковых было меньше – многого из того, что сегодня тоннами летит в мусорные контейнеры, не существовало в природе. Не было пластиковых бутылок и поли­этиленовых упаковок, которые в наше время составляют основную часть бытового мусора. Этот мусор нам навязан сегодняшним отечественным производителем, погнавшимся за вчерашним днем западных стран – в тех же современных американских фильмах люди часто затариваются в магазинах, используя большие биоразлагаемые бумажные пакеты.

А во-вторых, «раздельный сбор» был просто выгоден населению. И то, что сегодня летит в мусорные контейнеры, люди собирали и сдавали в пункты вторсырья.

Сбор макулатуры. Это занятие в СССР было обязанностью школьников, учащихся ПТУ, техникумов и студентов. Но – не только. Ненужную бумагу, книги, тетради и картонные упаковки собирали и взрослые, ибо это было выгодно: каждые 10 килограммов макулатуры в специальных приемных пунктах можно было обменять на талоны, позволяющие приобрести редкие подписные издания. Для этого была создана разветвленная сеть пунктов приема вторсырья.

Сбор металлолома. Этот способ утилизации старого железа, так же как и сбор макулатуры, был обязательным мероприятием в советских школах, техникумах и вузах. Впрочем, эта проблема в постсоветской России практически решена: «охотники за металлом» продемонстрировали способность тащить все, что плохо лежит.

Сбор стеклотары. Бутылки и банки из-под молочных продуктов, соков, спиртных напитков – все это была много­разовая посуда, которую после использования можно было сдать, получив за нее деньги.

И СКОРЛУПУ ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ

Утилизация мусора и его переработка во всем мире считается прибыльным бизнесом. Так же считали и в Воронеже еще с начала 1930-х – я просто взял рекламу из справочных изданий и телефонных книг того периода.

Государство тогда активно занималось не только индустриализацией: вопреки распространенному мнению, кооперативы в довоенном Союзе – более мобильные и самостоятельные, чем госпредприятия – являлись значительным сектором экономики. В частности, сбор вторсырья ими был поставлен на широкую ногу – даже косточки от слив и скорлупу грецких орехов наши граждане могли сдать с прибавкой к семейному бюджету. И обратите внимание – воронежская городская контора «Союзутиля» высылала «агентов для приемки на месте любого количества утиля».

«Не уничтожайте утиль!» – призывали воронежцев 30-х годов. «Утиль – ценное сырье для фабрик и заводов»... «Собирайте, сохраняйте и сдавайте!»... «Союзутиль» принимает через свои городские и сельские заготовительные пункты, ларьки, фургоны, сборщиков и агентов. Цены по прейскуранту».