Газета,
которая объединяет

Абсолютный эксклюзив

Платоновский фестиваль реализует «воронежскую программу»
Рубрика: Культура№41 (2309) от
Автор: Ирина Лазарева

Когда в твой город приезжают представители 17 стран с уникальными проектами и спектаклями, неизбежно хочется продемонстрировать, что мы умеем не хуже. В этом году Воронеж – непосредственный участник главного культурного фестиваля региона: местные театры подготовили две премьеры специально к форуму искусств.

Вопросы вечные, острые

В Камерном театре Воронежа в короткий срок ставили спектакль «Кабала святош» по Михаилу Булгакову, и вот он вышел за рамки репетиционного процесса – к своему зрителю.

Тема, которая здесь звучит, понятна с первых же минут, выстрадана режиссером Михаилом Бычковым и очень ему близка. В центре повествования – фигура величайшего драматурга Жана Батиста Мольера и извечный вопрос взаимодействия творца и власти. В этом слышен намек Бычкова и на собственную автобиографию, и на всеобщую травлю творцов во все времена.

На сцене – рамка со светящимися контурами, как будто окошко в другую реальность. Магическую, патетическую, преисполненную художественными смыслами в метафорах – в театральную. Перед ней возникают люди, которые никогда не поймут всех этих смыслов. Роль Мольера играет «золотомасочник» Камиль Тукаев. Сказать, что его исполнение великолепно – ничего не сказать. Всю гамму чувств, которую мы способны испытывать, вы увидите в игре актера: в его движениях, его глазах – настолько он кажется искренним, что не возникает сомнения: перед нами действительно Мольер-художник, который от абсолютного признания со стороны власти вдруг оказался ей неугоден.

Но прекрасен не только Тукаев, а каждый актер, выходивший на сцену. Это тот случай, когда хочется говорить, что не бывает маленьких ролей – хоть ты персона №1 в государстве, король Людовик XIV (актер Андрей Мирошников), хоть тушильщик свечей Бутон (актер Андрей Новиков).

Словом, и декорации, и свет, работа артистов и режиссера – все в этом спектакле подчинялось наиважнейшей задаче демонстрации остроты вопроса, волновавшего Мольера еще в XVII веке и не утратившего своей актуальности сегодня. По сути это история о том, что в решении конфликта между властью и художниками за почти четыре века общество нисколько не продвинулось вперед, а может, и вовсе шагнуло назад… Близко ли пропасть?

Бычков старается показать не только эпоху Мольера, наполняя спектакль французским духом и атмосферой (здесь звучат золотые шлягеры Азнавура и Джо Дассена, присутствуют несколько интимных сцен, раскрывающих личность Мольера в отношениях с женщинами, и некоторая бутафория из того времени), но и наши дни. Отсюда у короля под торжественной мантией смокинг, а у Мольера при всей его, казалось бы, каноничности нарочито современные красные ботинки. И тут снова стоит вернуться к рамке со светящимися контурами. В данном контексте она уже трансформируется и демонстрирует не столько разницу между реальностью и театральностью, сколько некий временной портал с прицелом на историческое повторение ситуации во времени.

А еще это спектакль про нравы. Наши и духовенства. Про упадок этих нравов. Юрий Овчинников в роли де Шаррона – самый яркий тому пример. Именно от Кабалы Священного писания д’Орсиньи (актер Василий Шумский, кстати, также бесконечно прекрасный в своей роли) получает заказ на убийство Мольера. К слову, дуэль можно счесть несостоявшейся. Но не будем раскрывать всех секретов.

Премьерный спектакль Михаила Бычкова, ставший, по сути, откровением, был воспринят публикой с большим восторгом, в зале на момент первого показа присутствовал и губернатор Воронежской области Александр Гусев, он так же, как все, аплодировал артистам и худруку театра. Второй показ «Кабалы святош» в рамках Платоновского фестиваля искусств состоится 15 июня.

Конфликт человека
и прогресса

Вторая премьера в «воронежской программе» Платоновского фестиваля искусств – «Улитка на склоне» режиссера Никиты Рака драмтеатра им. Кольцова. Ее показ намечен на 14 июня.

– Наследники литературной традиции, заложенной Андреем Платоновым, братья Стругацкие создавали фантастические миры, существующие бок о бок с окружающей действительностью. Раз за разом их герои вступают в смертельную схватку с той или иной моделью тоталитарной диктатуры, – пишут в группе театра, анонсируя событие.

Это произведение Стругацких, полностью опубликованное в 1988 году, остается одним из наиболее загадочных и нелинейных в их творческой биографии, но при этом, как обычно и бывало с братьями – буквально разобрано на цитаты.

В спектакле принимают участие артисты трех поколений театра драмы. Как и в романе Стругацких, на сцене – столкновение двух миров, двух пространств, а в центре внимания – обреченный на поражение герой, делающий попытки вырваться из абсурдного мира, «который кто-то придумал».

«Улитка на склоне» пока ни разу не была представлена на сцене. Опыт Никиты Рака – первый, а вы можете стать первыми зрителями этой истории.