Газета,
которая объединяет

«Жилищный фонд требует особого внимания»

Какие вопросы решает областная госжилинспекция и в чем конкретно она может помочь гражданам

Тема жилищно-коммунального хозяйства не первое десятилетие остается одной из актуальных как для жителей Воронежской области, так и всей страны в целом. Руководитель региональной госжил­инспекции Диана Гончарова в разговоре с обозревателем «Берега» рассказала о том, как происходит защита прав граждан при получении жилищно-коммунальных услуг, а также о сохранении жилищного фонда.

ПРОБЛЕМА НОМЕР ОДИН

– Диана Ивановна, с какими жалобами люди чаще всего обращаются в госжилинспекцию?

– На первом месте в общем количестве обращений традиционно стоят вопросы содержания и ремонта жилья, общедомового имущества, уборки территории. Не секрет, что жилфонд находится далеко не в идеальном состоянии, за исключением разве что новостроек, и требует особого внимания.

Так, в первом полугодии 2019 года в ГЖИ поступило 8203 обращения от граждан и организаций по вопросам содержания общего имущества многоквартирных домов, содержания крыш в зимний период, неудовлетворительного состояния входных групп, слуховых окон, фасадов, ремонта кровли, а также качества предоставления коммунальных услуг и проведения текущего ремонта.

С 2019 года появилась еще одна категория обращений, связанная с введением новой коммунальной услуги – вывоз ТКО. Мы уже получили около 800 заявлений, касающихся порядка оплаты и вывоза мусора. Около 30% обращений обусловлены необходимостью разъяснений, а 70% – несогласием с уровнем начисленной платы.

– Были ли выявлены нарушения при начислении платы за ТКО?

– По данным проведенных проверок, нарушений правил оплаты вывоза ТКО практически нет – все происходит в соответствии с актами об оказании коммунальной услуги, которые управляющие организации подписывают у регионального оператора. За пределами Воронежа было несколько нарушений, связанных с начислением платы, когда мусор фактически не вывозился, а квитанции шли. Все нарушения устранены.

По нашим наблюдениям, существенный рост начислений платы за эту коммунальную услугу наблюдался весной, когда значительно увеличились объемы вывозимого крупногабаритного мусора, который накопился во время проведения месячника по благоустройству. Долгие майские выходные также способствовали увеличению ТКО.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ В ГЖИ

– Каковы сроки рассмотрения обращений граждан в госжилинспекцию? В каком виде лучше подавать обращения?

– У нас существует общий порядок подачи обращений, который регламентируется 59-ФЗ. Можно написать обычное письмо, можно – через наш сайт, где создана специальная форма для обращений.

Традиционный срок рассмотрения документа – 30 дней, но при сложности исполнения он может увеличиваться еще ровно на 30.

Хочу отметить, что к нам поступают не только жалобы, но и благодарности. В 2019 году мы получили 25 благодарностей от жителей Воронежа и области. Некоторые из них пришли на имя губернатора Воронежской области.

– В прессе последний год-два проходила информация о расширении функций и полномочий ГЖИ. В чем они заключаются?

– За последние три года у нас добавилось более десяти групп проверок, связанных с порядком размещения информации управляющими организациями в системе ГИС ЖКХ, установлением нормативов потребления коммунальных ресурсов,

раскрытием информации по запросам и обращениям, связанным с оказанием коммунальной услуги по вывозу ТКО, проверкой документации при перепланировке нежилых помещений, работе аварийно-диспетчерских служб.

ЛИШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ

– Как должно происходить раскрытие информации управляющими компаниями? Обязательно ли для этого иметь собственный сайт?

– Сайт иметь не обязательно, но все управляющие организации обязаны раскрывать информацию в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ). В 2019 году по итогам проверок порядка и сроков раскрытия управляющими организациями информации в ГИС ЖКХ, госжилинспекцией возбуждено 13 дел об административном правонарушении.

– За что УК могут лишать лицензии и насколько такая практика распространена в регионе?

– Институт лицензирования управляющих организаций в нашей стране очень молодой: он действует с 2015 года. В период введения лицензирования УК, работающие на рынке, получили лицензии по заявительному принципу, указав, какими МКД управляют, после чего сведения о лицензии и управляемых домах УК были включены в реестр лицензий.

В 2018 году произошло ужесточение требований, определен перечень грубых нарушений лицензионных требований, срок действия лицензии теперь ограничен пятью годами, хотя изначально был бессрочным.

Процедура аннулирования лицензии УК на самом деле сложная и продолжительная по времени. Госжилинспекция имеет право прекращать действие лицензии в административном порядке только в случае подачи заявления управляющей организацией или прекращения деятельности юридического лица.

За нарушения лицензионных требований аннулирование лицензии возможно только в случае принятия соответствующего решения арбитражным судом. Этот путь связан с выявлением нарушений, подтверждением совершения нарушений судебными актами, принятием лицензионной комиссией решения об обращении в суд за аннулированием лицензии и собственно судебным рассмотрением дела об аннулировании лицензии.

В течение последних полутора лет ГЖИ проведена масштабная работа, направленная на пресечение недобросовестной конкуренции на рынке управления, в результате которой 23 управляющие организации в области лишены лицензии через суд, а всего за это время прекращено действие 73 лицензий управляющих организаций.

Потерять лицензию можно только в строго установленных случаях, в частности, неоднократного совершения в течение года лицензиатом грубого нарушения, неоднократного неисполнения предписания госжилинспекции в отношении конкретного дома. Все нарушения должны быть подтверждены судом.

ПО ПЕРВОЙ СТРОКЕ

– Недавно на совещании у губернатора вы говорили о необходимости повышения платы за содержание и ремонт общедомового имущества. С чем связано такое заявление?

– Некоторые СМИ, как мне кажется, неверно донесли мою мысль до читателей. Я докладывала, что на территории области плата по первой строке варьируется от 5 до 20 рублей за кв.м, но все равно есть отдельные МКД, в которых размер платы ниже 4 рублей за кв.м. Очевидно, что в домах, где низкий уровень платы по первой строке, весь комплекс работ и услуг, предусмотренных законодательством, не исполняется или исполняется не в должном объеме.

В то же время заниженная ставка несправедлива по отношению к жителям тех домов, которые установили для себя плату на нормальном уровне – ведь когда управляющие организации не могут качественно выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе по подготовке к осенне-зимнему периоду, они вынуждены за счет средств МКД с достаточным финансированием проводить необходимые работы в тех домах, где плата низкая. Все это приводит к ветшанию жилого фонда и, безусловно, созданию реальной угрозы здоровью и имуществу граждан.

В тех многоквартирных домах, где размер платы слишком низкий, управляющим организациям необходимо проводить внеочередные общие собрания собственников помещений с целью установления достаточного размера платы. Только в этом случае жители домов, где взимается реальная плата, скорее всего, почувствуют улучшения в содержании дома.