Газета,
которая объединяет

Следите за руками

Как отличить кредитно-потребительский кооператив от финансовой пирамиды
Рубрика: Экономика№64 (2332) от
Автор: Олег Гладышев

Замначальника отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области подполковник полиции Николай Петров на пресс-конференции в Интерфаксе рассказал, что добропорядочные кредитно-потребительские кооперативы (КПК) в Воронеже и области есть. Из 14 зарегистрированных – 8 действующих, а 6 – в стадии ликвидации. По разным причинам.

Кооператив – дело вообще-то хорошее. Собрались, например, сельские пенсионеры и думают: куда бы пристроить то, что нажито непосильным трудом? В банке проценты по вкладам не поспевают за инфляцией, а в матрасе их сбережения и вовсе тают на глазах. А тут у соседа-фермера – посевная, и ему не хватает денег на соляру и дизтопливо. Вот старички объединились с ним в кооператив, сложили свои сбережения и одолжили их фермеру. А он осенью урожай собрал, продал и щедро с пайщиками расплатился.

Примерно так теоретически выглядит схема законопо­слушного КПК.

И все бы хорошо, но «общаки» порождают соблазны. И тогда кооперативы идут по неверному пути и мутируют в финансовые пирамиды, грозя пайщикам потерей денег, а организаторам псевдокооперативов – уголовными делами.

Представитель ГУВД назвал признаки, по которым можно отличить добропорядочные КПК от мутантов.

ü Иногородняя регистрация. Пайщиков должны насторожить «залетные» КПК – те, что зарегистрированы в других регионах, а у нас открывают свои филиалы. Воронеж почему-то полюбили «залетные» КПК из Тулы, Липецка и Татарстана, у которых счета не здесь, а «дома».

ü Обещанные проценты по вкладам в разы выше, чем у банков. Тут у потенциальных пайщиков должен сработать здравый смысл: зачем руководству КПК платить пайщикам больше, чем оно может заплатить за кредит в банке?

ü Агрессивная реклама. Небольшим кооперативам она не нужна, такие КПК создаются под конкретные цели – как в примере с фермером. А призывы к населению поголовно вступать в какой-то кооператив должны вызвать серьезное подозрение.

ü Обещание бонусов и премий тем, кто приведет в кооператив новых пайщиков – самый явный признак пирамиды.

üЛичность руководителя КПК – тоже важный фактор. Если финансовые пироги начинает печь сапожник – в этом есть что-то недоб­рое. Причем руководитель этот может оказаться местным алкоголиком, который за пол-литра расписался в каком-то документе, и потом с него взятки гладки, а денежки пайщиков утекли в неизвестном направлении, и шансов их вернуть практически нет.

üЕсли КПК откладывает выплату процентов пайщикам, это тоже должно их очень насторожить.

Всем потенциальным пайщикам полезно учиться на чужих ошибках и потому стоит ознакомиться в сети с делами таких КПК, как «Центральная сберкасса» (50 пайщиков), «Капитал-Инвест» (100), Фонд «Черноземье» (10), «Достояние народа» (12). Причем указанное число пайщиков, по данным ГУВД, далеко не окончательное.

Олег ГЛАДЫШЕВ

КСТАТИ

В первом квартале этого года КПК выдали пайщикам займов на 27 млн руб. – на 16% больше, чем в тот же период 2018-го. По уголовным делам о мошенничестве КПК в 2018-м признали потерпевшими 60 жителей Воронежской области. А в этом году – уже более 100.