Газета,
которая объединяет

«Всем сердцем любивший Россию»

Открылась выставка к 100-летию художника Василия Криворучко
Рубрика: Культура№67 (2335) от
Автор: Ирина Лазарева

В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского заработала выставка «Всем сердцем любивший Россию», посвященная 100-летию со дня рождения живописца и графика Василия Криворучко. В экспозицию вошли около 150 работ, многие из которых не были представлены зрителям в течение последних 20 лет.

Полотна живописца, ставшего легендой, его личные вещи, архивные съемки – хранятся в запасниках разных областных музеев. Картины из фонда музея им.Крамского были представлены на выставке, по словам директора Ольги Рябчиковой, к 90-летию художника, а вот работы из Воронежского областного краеведческого музея, Лискинского историко-крае­ведческого, картинной галереи Новоусманской межпоселенческой библиотеки, а также частных коллекций недоступны для широкой публики. К юбилейной выставке объединили усилия – чтобы во всей полноте представить народу масштаб личности Криворучко.

Живописец оставил после себя огромное наследие – полотна, написанные в разных жанрах и различными материалами. Кроме масла и темперы, он использовал цветные карандаши, фломастеры, акварель, уголь. Путешествуя вместе с супругой, художницей Ксенией Успенской, он создавал пейзажи и портреты жителей Европы, Африки, Индии. Василий Криворучко пробовал себя даже в деревянной скульптуре. Он много писал на индустриальные темы, обращался к жанру портрета рабочего человека. Он всегда находился в творческом поиске самого себя.

– Руки Василия Криворучко всегда были в работе, а голова – в мыслях и планах, – рассказал друг художника, протоиерей Андрей, помогавший ему с организацией выставок.

Среди знаменитых полотен мастера – «Воронеж – стройкам коммунизма», «Строительство Нововоронежской АЭС», «Воронежская крепость строится», а также целые циклы исторических полотен. Один из них посвящен Куликову полю: посетив его однажды, художник обнаружил там запустение. Но мириться с таким положением вещей было не в его правилах, и Криворучко, как сказали бы сегодня, поднял всех на уши.

Но все же «главным содержанием его жизни», отметил протоиерей Андрей, стала тема России и духовных ценностей, его вдохновляла патриотическая тематика. Художник изучал летописи и архивные документы. Мысли, волновавшие Криворучко, детально изложены в его дневниковых записях. «Год за годом, создавая портреты великих сынов Родины, я пришел к выводу, что эти люди возможны были только при условии повсе­дневного общения с Богом. Без Бога невозможно на Земле добро. Все великие произведения музыки, литературы, архитектуры созданы были людьми глубоко верующими», – писал живописец.

Ни одну свою работу Василий Криворучко не продал.

– Он много дарил – целые серии работ, – рассказала Ольга Рябчикова. – Часто говорил: «Если продал – то потерял, а если подарил – то приобрел». Позже даже некоторые друзья художника стали следовать его завету.

Очень популярна история, поведанная журналистами: однажды Криворучко отказался продавать полотна американцам, заявив, что «Россия не продается». Он и детей своих просил не обижаться на его позицию, говорил: «Вы – мои дети, и они – тоже мне дети».

– Он был хорошим отцом. Несмотря на то, что очень много работал, он достаточно уделял нам внимания. Мы проводили время в его мастерской, там делали свои первые наброски, – говорит дочь мастера Алла Криворучко. – Он повторял, что нужна память. Память и любовь к людям. Он вкладывал это в свои картины, и я могу сказать, что изображенные на них люди – мои родные.

Портрет маленькой дочки, Аллочки, был у Василия Криворучко одной из любимых работ. Это полотно практически открывает выставку в музее им.Крамского.

Экспозицию можно посмотреть до 6 октября.

СПРАВКА «БЕРЕГА»

Василий Криворучко (1919–1994) – живописец, художник-график, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Сергея Радонежского, почетный гражданин Воронежа. Впервые взял в руки кисть в десятилетнем возрасте. Учился в Харьковском художественном училище, а затем в Московском государственном педагогическом институте. Жил в Воронеже с 1951 года.