Газета,
которая объединяет

Цирк зажигает огни

В программе, посвященной 100-летию Росгосцирка, собраны лучшие номера

Еще неделю, до 13 октября, в Воронеже будет гостить программа «Цирк зажигает огни», приуроченная к 100-летнему юбилею Росгосцирка. Высококлассные номера увлекают зрителя с самого начала программы, потому что на манеже работают настоящие профессионалы своего дела.

Кто, как не они, могут подарить воронежцам настоящий праздник? Здесь можно увидеть сложнейшие акробатические номера под руководством Владимира Довейко, дрессированных кошек и обезьян, медведей-интеллектуалов, а также самый известный в мире конный аттракцион Юрия Мерденова.

МЕДВЕДИ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ

Детвора неустанно аплодирует, когда на манеже появляются бурые медведи под руководством Натальи Волковой-Симоновой и ее супруга. Их медвежий аттракцион заметно отличается от многих других, ведь их бурые питомцы не просто ездят на велосипеде, а выполняют интеллектуальные трюки. Они с легкостью решают различные задачки «для ума» – загоняют фишки в «правильные» лунки, катают шарик по лабиринту…

Наталья признается, что дрессура – это очень кропотливый труд. Как и детей, мишек учат постепенно, «по буковке». Сначала привлекается внимание медвежонка, даются несложные элементы. Все это, конечно, поощряется какой-нибудь вкусняшкой... Со временем становится ясно, пойдет у медведя трюк или нет. Если ему интересно – элементы усложняются. А если нет – подбирается что-то другое. «Главное, чтобы медведю было интересно, чтобы он все делал с удовольствием и настроением!» – говорит Наталья.

Рацион у питомцев Натальи Волковой-Симоновой очень разнообразен. Единственное, чего она не дает своим под­опечным – мясо. А вот красную сырую рыбку мишки уплетают с удовольствием и за обе щеки. Хотя 80% их рациона все же растительная пища. «Кто-то любит яблоки и груши, а кто-то огурцы. Гречку и геркулес, запаренные мясным бульоном, тоже едят с удовольствием. А главное лакомство для них, конечно же, мед и сгущенка!» – рассказывает Наталья.

Дрессировщица считает, что медведь – одно из самых умнейших животных и по интеллекту находится на уровне 6-летнего ребенка. Если Наталья видит, что у медведя нет настроения работать, то не тащит его силком на манеж, а дает возможность отсидеться и берет в работу «дублера». В этом и есть специфика дрессуры медведей – ничего не заставлять делать насильно. То, что кто-то из ее питомцев не в духе, Наталья сразу понимает по «морде лица». «Если на медведе нет намордника, мимика у него очень яркая – уши двигаются, улыбка есть, выражение глаз меняется... Я всегда вижу по медведю, понравилось ли ему что-то или наоборот – испугало. И стараюсь отвлечь, переключить на что-то другое...»

ОБЕЗЬЯНЫ-КАНАТОХОДЦЫ

Еще один очень сильный и зрелищный номер, который представлен в программе «Цирк зажигает огни» – обезьянки-пародисты народной артистки РФ Наталии Якубовой. Эта очаровательная и улыбчивая дрессировщица работает со своими питомцами уже 38 лет! Всего у Наталии 12 обезьян: макаки-лапундеры, макаки-резусы и маленький шляпный макак, который ловко скачет верхом на собаке. Дрессировщица признается, что выбрала именно этот вид обезьян, потому что они очень похожи на людей. И это действительно так, ведь помимо того что макаки едят абсолютно нормальную человеческую пищу, они, к примеру, обожают смотреть телевизор. «Больше всего они любят программы о животных, – рассказывает Наталия. – Мультики тоже очень любят. Только мультики я им включаю советские. Но обезьян в мультиках они не воспринимают, как собратьев. А вот если это документальный фильм про природу, то они реагируют на звуки своих сородичей.

Я иногда на видео снимаю свой номер и потом просматриваю, чтобы выявить недочеты. Когда я включаю видео в обезьяннике, это начинается шоу. Макаки с интересом смотрят на экран, а потом начинают недоумевать и волноваться – почему звучит их музыка, а они сидят в клетке? Нужно ведь выходить на манеж! Они очень любят свою работу».

Бывают в работе и забавные случаи, один из которых Наталия Якубова рассказала корреспонденту «Берега»: «Однажды во время выступления на манеж выбежала дикая кошка, из тех, что держат в цирках для ловли мышей. Непривычная к мигающему яркому свету манежа, она стала метаться по арене, мешая выступлению. Я хотела ее выпустить за барьер, но никак не могла поймать. И мой Оскар, который сейчас находится на заслуженной пенсии и выходит только для фотографирования в антракте, понаблюдал за этим, спрыгнул с каната, в одно мгновение схватил кошку и прижал ее к манежу – ждал, пока я подойду. Получилось такое импровизированное шоу...»

Кстати, в отличие от других дрессировщиков, Наталия Якубова работает без подкормки.

– Я знаю, что многие дрессировщики подкармливают питомцев – кто орешками, кто зеленым горошком, кто изюмом. А мои такого не берут. Они знают, что сейчас отрепетируют, пойдут в обезьянник, и там их будет ждать угощение. Сначала они всегда едят горячее, а потом уже фрукты-овощи. Больше всего любят перловку и гречку. Из мяса предпочитают курицу, а говядину как-то не очень. Еще они любят арбуз, а Карен и Халиф обожают еще и арбузные семечки. Берут поднос, выпивают сначала сок, а потом сидят и грызут арбузные семечки.

ЛЕГЕНДА ЦИРКА

Ну а аттракцион народного артиста РСФСР Юрия Мерденова «Кубанские казаки», являющийся ярким апофеозом программы, даже не нуждается в представлении. Мерденов – самая настоящая легенда цирка. В 1974 году наездник-джигит создал свой знаменитый красочный конный аттракцион, который за эти 45 лет увидели почти во всех странах мира.

Юрий Мерденов один из тех, кто стоял у истоков и закладывал традиции такого жанра, как джигитовка. Сегодня ему 83 года, но возраст не имеет над этим харизматичным человеком силы, и он по-прежнему появляется на манеже и руководит своим сверхсложным номером «Кубанские казаки». Опасные трюки следуют один за другим, и у воронежцев в прямом смысле захватывает дух. Он контролирует весь номер, следит за темпом и движениями животных... Номер очень травмоопасный, ведь джигиты на огромной скорости мчатся на лошадях поперек седла, делают «вертушку», «ножницы», «рубку»... Особо опасные трюки – «длинный обрыв» (когда одна нога наездника в петле у седла, голова едва не задевает копыта лошади, а сам наездник волочится по земле) и «двойной пролаз под животом скачущей лошади», который впервые в истории цирка был исполнен именно Юрием Мерденовым совместно с сыном его наставника Алибека Кантемирова. Юрий Мерденов и Ирбек Кантемиров стали первыми в мире, кто исполнил двойной пролаз, о чем свидетельствуют записи в цирковых энциклопедиях.