Газета,
которая объединяет

Девушка третьей волны

Прозу Сергея Довлатова воплотили на театральной сцене «никитинцы»
Рубрика: Культура№81 (2349) от
Автор: Ирина Лазарева

Танцевально-музыкальную инсценировку повести «Иностранка» представила в Никитинском театре режиссер Мария Соловей. Красный – основной цвет во всей сценографии спектакля: символ любви и Советского Союза.

Этот цвет присутствует в родительской квартире главной героини Маруси Татарович, красным оформлена сцена для выступлений эстрадного певца Бронислава Разудалова, да и все пространство заливается им, когда многочисленные поклонники объясняются в чувствах красивой русской женщине-эмигрантке.

В центре истории – девушка из хорошей советской семьи. Как пишет автор (к слову, тоже действующее лицо в спектакле), в общем-то, у Маруси было все для счастья: рояль, цветной телевизор, дежурный милиционер у дома и, конечно, поклонники. Но Маруся в поиске лучшей жизни принимает решение эмигрировать. В небольшом районе Нью-Йорка – маленький островок родной страны посреди чужбины – она встречается с другими героями-эмигрантами третьей волны. Здесь они приспосабливаются к жизни и стараются быть счастливыми.

– Инсценировка «Иностранки» – это коллективное творчество. Столько раз мы ее перечитывали и старались выделить самые важные места. Это было невероятно сложно, потому что в текстах Сергея Довлатова каждое предложение – цитата, у него потрясающее чувство языка, – рассказывает Мария Соловей.

Почти все герои в постановке гипертрофированы и карикатурны, при этом линия каждого из них, по задумке режиссера, приоткрывается зрителю. Только Маруся и Автор здесь настоящие. Образ Маруси – от ветреной особы до сильной женщины в эмиграции – воплощает актриса Марина Демьяненко. Красота – ее награда и боль. И у этой антитезы есть иллюстрация: толпа поклонников, примерившая один пиджак на всех. Все, как один, объясняются в чувствах, но все не то. В этой работе зритель может оценить неподдельный драматический талант актрисы, которая в этом спектакле отошла от привычного амплуа.

Автора исполняет Сергей Кузнецов, причем, учитывая, что спектакль музыкальный, ему пришлось каждый раз при выходе на сцену совершать маленький подвиг: исполнять музыку и говорить, что, впрочем, не каждому профессиональному музыканту под силу. Его инструмент – «обнаженное» пианино, и мы видим, как пляшут клавиши. Это напоминает еще и образ печатной машинки, и Автор создает историю здесь – перед нами. Автор – проекция жизни Сергея Довлатова, его размышлений, сомнений и сожалений. Актер не стремится угадать, каким был писатель, он просто живет среди придуманных им героев.

– При подготовке спектакля было много каких-то знаков, – рассказывает режиссер. – Мы решили, что нам нужна тачка-трансформер, она же диван, но изготавливать его самостоятельно у нас не было времени. Нам повезло, мы просто его заметили в одном баре. Еще нам была нужна пачка английских сигарет, и Марина Демьяненко просто нашла ее на улице.

Большую часть реквизита, без которого невозможно представить Советский Союз, купили в интернете.

Музыка и танцы – основа этого спектакля. Режиссер называет его мюзикловым. В нем звучат, известные песни в переложении, а актеры танцуют под Майкла Джексона. Аранжировки писали сами артисты, а барабаны появились на сцене Никитинского театра впервые! В спектакле задействованы также два непрофессиональных актера – мальчик, сыгравший сына Маруси, и завхоз театра Андрей Борисович. Есть роли, говорит Мария Соловей, которые лучше удаются непрофессиональным артистам. Создателям спектакля очень хотелось, чтобы ансамблевость передалась зрителю. И это получилось.

Юмористический музыкальный спектакль затрагивает тему поиска себя в этом большом и порой абсурдном мире. А главное, что события советского времени остро перекликаются с жизнью современного человека.

– А ведь ничего не изменилось, – уверена Мария Соловей, мама которой десять лет живет в Италии. – Психология поведения эмигрантов узнаваема и сейчас. В другой стране наш менталитет, культура, образ мыслей не меняются, и Довлатов написал об этом с иронией. Мы же постарались с иронией это сыграть.

В ТЕМУ

Мария СОЛОВЕЙ – актриса Никитинского театра Воронежа. Спектакль «Inostrankа» – ее вторая режиссерская работа. Ранее она поставила психологический триллер «Это все она» – про отношения мамы и сына-подростка. В планах актрисы – сделать моноспектакль.