Газета,
которая объединяет

Эксперимент на экспорт

Детское жюри фестиваля «Маршак» выбрало спектакли-фавориты
Рубрика: Культура№83 (2351) от
Автор: Ирина Лазарева

В день закрытия детского театрального фестиваля «Маршак» дирекция представила итоги эксперимента – в течение девяти дней на форуме работало специальное жюри, членами которого стали подростки. Они отсмотрели постановки не только из обязательной программы, составленной их куратором, швейцарским режиссером Корсином Гауденцем, но и другие спектакли, охватив практически все.

Программный директор фестиваля «Маршак» Варвара Коровина подчеркнула, что дирекция никак не вмешивалась в работу жюри, ей было очень интересно, что вынесут из каждого привезенного спектакля для себя сами дети. И они удивили, по крайней мере, своего куратора из Швейцарии.

– Мы должны были обсудить только пять постановок, но ребята проявили огромный интерес к работе, посмотрели больше. Они суперпрофессиональны, их взгляд на вещи очень порадовал меня, – признался Корсин Гауденц. – А еще меня поразило количество театров, которые ставят спектакли для детей в России, причем в разных жанрах.

Номинации были придуманы практически для каждого из просмотренных спектаклей. Так, «Лучшим образовательным спектаклем» фестиваля признан «Как стать художником» театра «СНАРК» Москвы – за интересные факты, которые он открывает зрителям. «За лучшую адаптацию сценария» наградили воронежский ТЮЗ и спектакль «Золушка» (см. №82 газеты от 1 ноября) – жюри увидело необычные режиссерские находки, внесенные в знакомое содержание сказки.

Номинацию «За лучшие костюмы» увез Театр юного зрителя из Екатеринбурга за постановку «Кота в сапогах». И это было действительно прекрасно! Знаменитую сказку Шарля Перро режиссер-хореограф Сергей Землянский представил в виде пластического спектакля без слов. На сцене – пантомима, театр кукол и теней, звуковые эффекты в виде раскатов грома, пластика… Сценография напоминала современный мегаполис, а персонажи в исполнении драматических артистов, напротив, словно сошли со страниц книги, написанной еще в XVII веке, – в париках и изящных костюмах.

Нельзя было не отметить «Лучший творческий тандем» артиста нашего ТЮЗа Дмитрия Гусева и израильской актрисы в спектакле «Голодный сэндвич». Он заменил неприехавшего коллегу, причем помог партнерше освоить наш язык: спектакль шел на русском языке!

Ребята обеими руками голосовали за «Каштанку» Молодежного театра из Ростова-на-Дону. И это, пожалуй, тот случай, когда номинациями отмечают работу всего коллектива в первую очередь. «За лучшую мужскую роль» награжден актер Андрей Бахеров, сыгравший Гуся, также постановка получила награду «За лучшее использование пространства».

В заключительный день фестиваля состоялось еще несколько показов. Один из спектаклей – «Птифуры» театра кукол из Санкт-Петербурга «Кукольный формат «КУКФО» – дети посмотрели буквально перед церемонией. И оказалось, что они не могут отпустить гостей из Северной столицы домой с пустыми руками. Номинацию им присудили, что называется, «с колес» – «Птифуры» получили приз зрительских симпатий. В литературную основу спектакля положены короткие шутливые стишки из Англии. Зритель же видит небольшие зарисовки из жизни бабушек и дедушек, которым не удается скрыть свое одиночество. И эти трогательные, забавные и грустные истории заставляют нас сопереживать. Дети подчеркнули, что это была единственная постановка на фестивале, во время которой им пришлось сидеть на ступеньках: таким оказался зрительский интерес. Что, впрочем, не удивляло дирекцию: «Птифуры» стали лауреатом премии «Золотая маска» в этом году.

Призы от детей на камерной церемонии (из-за того, что большинство коллективов уже разъехалось, жюри выбрало непривычный для зрителя формат награждения) получили и другие театры. Но главное в этом эксперименте не награды, а возможность привить подрастающему поколению интерес к искусству.

– Меня удивило, что в Воронеже почти нет проектов, которые вовлекают детей в творческие процессы, а также нет практики обсуждения спектаклей, – отметил Корсин Гауденц. – Этот эксперимент привлек меня своей уникальностью, и я намерен попробовать его в других странах.

Итоги фестиваля подводили Варвара Коровина и первый заместитель руководителя департамента культуры Воронежской области Мария Мазур перед спектаклем «Я хочу в школу». Чиновница поблагодарила фестивальную дирекцию за работу, подчерк­нув, что воронежский ТЮЗ отлично принял «бразды правления», а Варвара Коровина

говорила о зрительских реакциях, которые показали, что «и дети, и родители готовы к трудным темам в театре». В частности, в этот раз были показаны спектакли о сталинских репрессиях и войне в Сирии.