Маски сорваны
Под занавес Года театра «кольцовцы» сыграли единственную пьесу Михаила Лермонтова, написанную для театра – «Маскарад». Ее судьба была непростой – претерпев несколько редакций, жесткую цензуру, она так и не была поставлена при жизни автора. Сегодня это золотой фонд классической драматургии и произведение, востребованное театральными деятелями.
МЕЖСТРОЧНЫЕ СМЫСЛЫ
Играть на сцене стихи не самая простая задача. Стихи – это межстрочные смыслы и в то же время границы, определенная несвобода, если хотите. И высший пилотаж, когда актерам удается балансировать внутри них, и раскрывая зрителю свою индивидуальность, и не переиначивая классика.
– Человек как психобиологическая сущность актуален всегда. Люди не меняются. Я не думаю, что со времен начала новой эры произошли серьезные изменения в психике, интеллекте и душе человеческой. Поэтому актуальность – что это? Давайте поставим спектакль о харассменте, это будет актуально. Давайте о казнокрадах и растратчиках – тоже вроде бы будет актуально. Но самая главная актуальность в том, что душа человека, его проблемы, грехи, страсти, милосердие, любовь не связаны со словом «актуально», – подчеркнул режиссер спектакля, художественный руководитель театра драмы Владимир Петров. – Пьеса – в стихах, и это неактуально. Вот рэп актуален, а Лермонтов не очень, потому что тот запас слов, который был у классика, вряд ли доступен рэперам. Поэтому дело не в актуальности, а в том, что есть вечные вопросы, и классика становится классикой только потому, что она отвечает на них для человека любой эпохи.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
В центре истории – герой Арбенин (актер Сергей Карпов), он счастлив со своей молодой женой Ниной (Мария Щербакова), но однажды в их дом приходит недоверие и непонимание. Все дело в том, что невозможно начать новую чистую жизнь, стать идеальным, добрым и милосердным человеком, накопив огромный багаж грехов и неблаговидных поступков. От персонажа актера Сергея Карпова даже в моменты жаркого внутреннего гнева часто веет опосредованной холодностью: лермонтовские строчки в эти минуты как будто успокаиваются и звучат ровно. Именно таким способом актер по-мастерски передает всю сущность героя – в нем сердца не отыскать, уж если он упивается ревностью. Так долго ему удавалось скрывать свои самые ужасные качества, и теперь они выходят наружу – часто бесконтрольно и удивительно для самого Арбенина. Сначала он пытается себя обуздать, сохранить лицо, но прятаться за надоевшей маской уже не получается. В созданном Карповым образе как будто два Арбенина – и это два противоположных характера.
Мила и чиста актриса Мария Щербакова в роли Нины. Прочтение Лермонтова из ее уст кажется по-детски простым, но поразительно, что строчки «взрослели», близясь к финалу. Большая трагедия жизни превратила девочку в женщину, и эту внутреннюю трансформацию своей героини актрисе до зрителя донести удалось, несмотря на некоторые огрехи в тональности речи, которые иногда все же мешали. Отдельного внимания заслуживает танец в исполнении Щербаковой: Нина разучивает его перед самой гибелью. Никаких сложных танцевальных движений, но, одетая в легкие белые ткани, она напоминает прекрасного белого лебедя, который поет свою прощальную песню: еще не знает, но чувствует.
Фигура Неизвестного была введена Михаилом Лермонтовым во время второй редакции пьесы. Это не конкретный персонаж, а собирательный образ или даже рок, который карает Арбенина за грехи. Неизвестного сыграл актер Вячеслав Гардер. Вся его роль – это две или три небольшие сцены, всего несколько реплик, но «объем» этого персонажа достигается с помощью взгляда, в котором читается вся жизнь. И, пожалуй, это единственный герой «Маскарада», которому не нужна была маска.
И вот декорация, совершенно на первый взгляд неподходящая для этого действа – камни морские, обретает смысл. Они падают на Арбенина сверху, словно снег на голову, потому что пришло время собирать камни – расплачиваться за грехи свои. Так иллюстрируется крылатая цитата из Ветхого Завета. Маски сорваны.
Со всех. Ведь в смерти Нины виноват не только Арбенин, но и Звездич (Юрий Смышников), и баронесса Штраль (Дина Мищенко), и другие герои, которые побоялись снять свои маски перед обществом вовремя. Тайное все равно стало явным, да только стоило невинной жизни.
Про трудное актерское существование в стихотворном тексте уже сказано, не сказано лишь то, что пока оно не каждому под силу.
– Работа с поэтическим текстом режиссера и актера – очень тяжелый труд. Мысль, которая передается через поэзию, очень сильна, но здесь важна и та часть поэзии, которую мы называем рифмой. Ты не имеешь права спутать слова, не имеешь права не так расставить запятые, ты абсолютно точно должен соблюдать все знаки препинания, при этом на сцене – жить, – отметил после премьеры актер Сергей Карпов. – Стихи – это высший пилотаж, это здорово, на мой взгляд. Редко сегодня идут спектакли в стихах в наших театрах. Конечно, это неактуально, и высокий стиль поэта ассоциируется сегодня с Верой Полозковой. Но это важно.