Газета,
которая объединяет

Движение по кругу

Почему работу платных парковок в Воронеже назвали неэффективной
Рубрика: Социум№95 (2363) от
Автор: Артем Ушаков

Противники проекта платных стоянок в Воронеже наверняка злорадствовали на прошлой неделе. Контрольно-счетная палата города работу городских парковок признала неэффективной. Проверка исполнения концессионного соглашения городских властей с компанией «Городские парковки» проходила по поручению депутатов гордумы – наряду с проектом реконструкции подземного перехода у цирка и другими вопросами.

БЕЗ ТРЕТЬЕГО РЯДА

На самом деле никакой сенсации, более того – никакой новизны выводы КСП не содержали. «Основная проблема кроется в неотлаженном процессе взаимодействия между мэрией и концессионером по сбору денег за парковку. Кроме того, есть ряд неточностей в документах компании», – сообщил пресс-релиз контролеров.

А серьезных грехов концессионер не мог накопить хотя бы потому, что толком и не работал.

Платные парковки в Воронеже были запущены больше года назад – 1 октября 2018-го. Но радовались (кто чистым полосам, кто – дополнительным поступлениям в городскую казну) недолго. До конца 2018-го от платных парковок в бюджет Воронежа поступило 5 млн руб. доходов – и это при полупустых местах. Идиллия продлилась несколько месяцев, потом прошла серия судов по оспариванию выписанных штрафов, и водители все смелее и смелее начали ставить авто на «бесплатную» стоянку на платной площадке – и с каждым месяцем таких «хитрых» машин становилось все больше.

Но картина даже такой пиратской парковки выглядела уже по-другому, чем раньше: исчезли «третьи ряды», водители парковали машины заметно аккуратнее, как «нарисовано».

За год удалось устранить основные технические сложности, нарекания к работе терминалов, системе оплаты и работе приложения. Появились и новые группы льготников – многодетные семьи, ветераны боевых действий, владельцы электромобилей и некоторые спецмашины. Расширилось льготное время стоянки у школ и медучреждений.

НЕСМАЗАННЫЙ МЕХАНИЗМ

И вот, когда система была отлажена и доведена до нужных кондиций, раздался приговор: неэффективна. Год работы платных парковок обошелся автомобилистам в 86 млн руб., это было гораздо меньше, чем траты концессионера на поддержание работоспособности стоянок, ни о какой прибыли речи не идет. 179 тыс. человек оплатили услуги – это даже больше, чем можно было ожидать, но 900 тыс. не оплатили.

– Неудача проекта связана с несовершенством законодательства – есть сложности с получением персональных данных, которые не позволяют штрафовать водителей, – сообщил на профильном совещании замруководителя управления транспорта города Максим Захаров.

Уточним. В 2018 году Госдума внесла поправки в закон «О полиции», обязав силовиков предоставлять чиновникам сведения о гражданах, в отношении которых составлен административный протокол. Но это проблему не решило, поскольку административной комиссии нужны данные для того, чтобы протокол составить. Нет данных – нет протокола, нет протокола – нет данных!

Разорвать круг могут поправки в КоАП, согласно которым административное дело будет считаться возбужденным с момента запроса данных у полиции. Но пока поправки не приняли, несмотря на многочисленные просьбы со всех концов страны. И регионалы только теряются в нехороших догадках, а сделать ничего не могут.

«Берег» попытался мониторить ситуацию с парковками в других регионах – картина везде схожа. За исключением Москвы, для которой поправки приняты в особом порядке.

И в общем-то, стоит похвалить городскую власть за дальновидность: при действующей форме договора с концессионером городская казна не несет никаких потерь – просто имеет поступления меньше расчетных.

Впрочем, мэрия с самого начала подчеркивала: заработать денег на этом проекте задачи не было, а вот упорядочить городское парковочное пространство – было. Во благо же самих водителей, многие из которых сегодня вспоминают с ностальгией, как ускорилось движение в первые месяцы проекта, как посвежел воздух в центре города.

Но многие радовались каждому удару, нанесенному по проекту – судам, вы­игранным в пользу неплательщиков, очередному хайпу в сетях, вердикту КСП – а между тем былой бардак уже почти возродился, и все чаще в центре города можно видеть джипы, стоящие третьим рядом на проезжей части.

ОТ ПИТЕРА ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Но остается вопрос: а что, нельзя было предвидеть юридические проблемы? Похоже, нельзя. Вот короткая подборка по материалам местных СМИ.

Краснодар: «Компания «Инфоком» передает властям около 40 паркоматов и автомобиль, который должен был ловить неплательщиков автоматически, а вместо этого был пунктом обогрева для смотрителей платных парковок…»

Санкт-Петербург: «Создание платных парковок в Петербурге окупилось спустя три года после их открытия. Размер недополученных доходов превысил 2 млрд руб. и продолжит расти в 2020 году…»

Курск: «Когда город вводил закон о платных парковках, он рассчитывал зарабатывать на них в год по 40 млн руб. Но с лета 2016-го удалось собрать только 18 млн руб…»

Ростов-на-Дону: «Поначалу стоянки пустовали: автомобильный народ боялся штрафов (1,5 тыс. руб.) за неоплату, а потом оказалось, что у «Парковочного пространства» нет доступа к базе данных ГИБДД…»

Кострома: «После пилотного проекта отказались от платных парковок».

И так далее и тому подобное. А ведь депутатам достаточно затратить минуту на голосование – и все заработает, выразили уверенность опрошенные нами эксперты.