Газета,
которая объединяет

По улице 9 Января

Вряд ли найдется воронежец, который не знает одну из самых длинных улиц города – 9 Января. Но далеко не все помнят, что в январе исполняется 115 лет со дня весьма трагического события в русской истории, в память о котором и названа улица – расстрела мирного шествия рабочих в Санкт-Петербурге. Кровавое воскресенье, ставшее началом Первой русской революции, произошло 9 января по старому стилю, но даже в современности нам привычнее называть именно эту дату.

Трактовок событий тех давних лет множество; сторонники монархии договорились до того, что никакого расстрела 9 января вообще не было, и все это – не более чем коммунистический миф. Но факт остается фактом – положение рабочих и крестьян в стране было настолько бедственным, что события, произошедшие в столице, через несколько дней получили отклик в других городах и селах. Уже вечером 12 января в Воронеже на площади Старый бег (на месте нынешней железнодорожной поликлиники, в начале проспекта Революции) прошел массовый митинг протеста против кровавой расправы, в котором участвовали тысячи рабочих. Правительственным войскам с помощью карательного отряда удалось разогнать рабочих, но революционные выступления продолжились.

Расправа 9 января еще больше подорвала репутацию последнего российского императора, уже окрещенного в народе Кровавым после массовой гибели людей на Ходынском поле. Рождение больного наследника, что было предсказуемо из-за женитьбы Николая II на носительнице гена гемофилии принцессе Гессен-Дармштадтской, появление Распутина, неудачные вой­ны подписывали приговор монархии, в несостоятельности которой российский император и расписался в феврале 1917 года.

Потому и появление мемориальной доски на проспекте Революции в честь посещения Николаем Воронежа в декабре 1914 года вызвало неоднозначную реакцию жителей города. Для одних он – невинно замученный большевиками царь-батюшка, для других – правитель-неудачник с кровавым прошлым.