Газета,
которая объединяет

Противоестественные монополии

Антимонопольное региональное управление отчиталось о своей работе
Рубрика: Экономика№7 (2372) от
Автор: Наталия Осадчая

Если попытаться объяснить смысл антимонопольного законодательства простым языком, то получается, что основная его задача состоит в создании здоровой конкуренции на рынке, чтобы товары и услуги были дешевле и качественнее. Об итогах работы управления ФАС России по Воронежской области, нарушителях закона, правах граждан и хозяйствующих субъектов рассказал на пресс-конференции 29 января руководитель ведомства Денис Чушкин.

Такое явление, как нарушение Закона о конкуренции, часто фиксируется в самой житейской сфере – ЖКХ. Взять, к примеру, прекращение подачи горячей воды в многоквартирный дом ТСЖ «Тихий центр» с 15 мая по 24 июня 2019 года. В ООО «Жилстройсервис» посчитали, что задолженность по оплате от 14 жильцов – достаточный аргумент, чтобы лишить весь дом привычных удобств. Но вот антимонопольное законодательство ситуацию рассматривает иначе, потому что остальные 67 владельцев квартир в этом доме – добросовестные плательщики. Согласно Правилам предоставления услуг, абоненты, свое­временно оплачивающие потребленные ресурсы, должны быть ими обеспечены в необходимых для них объемах.

Или обратимся к стоимости интернета, который мы получаем через проводную систему, на которую, говорят антимонопольщики, повлияла цена аренды столбов опор линий электропередач. Некоторые владельцы опор необоснованно запросили в месяц аж 600 руб. за аренду одной опоры, в то время как стоимость их услуги в районе 30 руб. Руководитель воронежского УФАС считает, что снижение аренды должно сказаться и на тарифах, и его ведомство будет этого добиваться.

Поговорили и о телефонной рекламе через звонки и СМС. Если абонент не давал на такие оповещения согласия, то речь идет о нарушении Закона о рекламе.

– Владельцам сотовых телефонов нужно проявлять внимательность и не соглашаться на различные рассылки. На странице какого-либо сайта в автоматическом режиме могут быть расставлены различные галочки о том, что вы согласны получать информацию от этой компании. В результате получаем бесконечный поток звонков и сообщений, – пояснил Денис Чушкин.

Если вы уверены, что не давали согласия на рекламное информирование, сначала нужно обратиться в компанию, которая атакует вас. Если такое общение не поможет, пишите в УФАС. Так, в сентябре 2019 года, после заявления воронежца был оштрафован ретейлер ООО «Лента», а в декабре – ПАО Банк «ФК Открытие».

Крайне негативно можно оценить нарушение Закона о рекламе ООО «Шинторг», которое для привлечения внимания к своему новому магазину использовало образ Родины-матери с плаката времен Великой Отечественной войны.

– Такая реклама может оскорбить патриотические чувства людей, уважительно относящихся к истории России и Великой Отечественной войны, – отметил Чушкин. – Мы на это будем обращать особое внимание, тем более в преддверии празднования 75-летия Победы.

Традиционные нарушения антимонопольного законодательства – сговор фирм перед участием в торгах. Подобные нарушения были обнаружены при проведении тендеров на установку систем фото- и видеофиксации, аукционов, связанных с проектированием дорог и развязок.

Есть и обнадеживающие данные. Чушкин рассказал, что в 2019 году нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти уменьшились на 60% (9 фактов). Он подчеркнул, что на улучшение ситуации повлияло появление на каждом официальном сайте органов власти Воронежской области раздела «Антимонопольный комплекс», в котором собрана вся информация о проводимой работе по профилактике нарушений.