Газета,
которая объединяет

Прекрасная баба Шанель

В драмтеатре поставили спектакль про «бессмертную» старость
Рубрика: Культура№14 (2379) от
Автор: Ирина Лазарева

Пьеса «Баба Шанель» давно стала безусловным театральным хитом – ее поставили во многих городах России, перевели на несколько языков. Драматург Николай Коляда срежиссировал свой текст дважды. В Екатеринбурге (в своем Коляда-Театре) и Москве. Теперь за историю пяти старушек из ансамбля «Наитие», нашедших себе занятие на пенсии, взялся режиссер драмтеатра им. Кольцова Никита Рак.

Основана пьеса на реальных событиях. Николай Коляда как-то делал передачу про ансамбль «Вдохновение», работающий при Кировском районном обществе инвалидов в Екатеринбурге, участницами которого были бабушки. Спустя десять лет, когда эта программа снова вдруг попалась драматургу на глаза, Коляда понял, что многих бабушек уже нет в живых, и он решил подарить им «бессмертие» в своем произведении. Старость ждет нас всех, такое «прекрасное далеко» – в этом, пожалуй, главный секрет востребованности текста, который не назовешь динамичным и интригующим.

В драмтеатре спектакль называют исключительно актерским, в нем, помимо актеров Владимира Летунова и Андрея Щербакова (роль баяниста в разных составах), занят «золотой состав» воронежской труппы: Ирина Кулешова, Елена Гладышева, Ольга Рыбникова, Надежда Леонова и Татьяна Беляева, играющие участниц «Наития», и заслуженная артистка Воронежской области Светлана Поваляева, исполняющая роль Розы Николаевны, новой солистки коллектива. Многие театры обращались к тексту Коляды нередко с одной целью – занять возрастных актрис, которых не балуют ролями. Свободу актерского поиска предоставил Никита Рак и своему сценическому ансамблю. Но не любой «кавер» способен стать популярнее оригинального хита.

По-актерски история почти состоялась. Актрисы, все время находящиеся на сцене в кокошниках, ранее провели непростую работу, стараясь нащупать особенности в образах, которые будут отличать их друг от друга. Но все же видеть в таких амплуа заслуженных артисток оказалось непривычным. Этот диссонанс однозначно сотрется, финальная «огранка» образов происходит обычно позже, через несколько репетиций и показов. А вот медленное течение сценического времени, отсутствие динамики и редкая смена планов – это, наверное, метафора про ход жизни пожилого человека – порой, увы, утомительной и скучной.

– Честно скажу, что такая драматургия мне не нравится. Она несовершенна, в нашем качестве уже хочется играть все же другое. Если не высокую, то хотя бы хорошую драматургию. И это чужое платье пришлось на себя натягивать… У меня было много сопротивления этой драматургии. Но актерская профессия такова, что ты врастаешь в образ, и хочешь или нет, он становится родным и близким. Если ты не будешь отдаваться своей работе и выполнять инструкции режиссера, то точно ничего не получится, – рассказала Надежда Леонова.

– Этот спектакль рождает во мне такие мысли: человек живой, пока он чего-то хочет. Старость – это не возраст, это отсутствие желаний. Еще этот спектакль для меня – о реинкарнирующей силе творчества. Ведь дело же не в том, насколько участницы коллектива «Наитие» хорошо поют, а в том, что ансамбль дает им возможность чувствовать себя живыми и даже возвращаться после смерти, как это происходит с героиней Ирины Кулешовой. Эта пьеса странновата, в ней нет сквозного действия, нет интриги, но она просто позволяет получить радость от работы и творчества, – отозвался о спектакле художественный руководитель театра Владимир Петров.

Посмотреть «Бабу Шанель» и составить свое мнение о постановке можно 12 и 27 марта.